kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексическое значение слова. Урок русского языка в системе ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Лексическое значение слова. Урок - открытие новогознанния.Цели урока: сформировать представление о способах определения лексического значения слова; сформулировать способность определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарем. 

Предметные

Научиться формулировать лексическое значение слова.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные УУД: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные УУД: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

Урок русского языка построен в соответствии с требованием ФГОС. Прописана деятельность учителя и учащихся; на каждый этап урока прописаны УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексическое значение слова. Урок русского языка в системе ФГОС»


Тема урока: Лексическое значение слова

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова;

- сформировать способность определять лексическое значение слова;

- развивать умение работать с толковым словарём

Предметные

Научиться формулировать лексическое значение слова.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные УУД: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные УУД: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Вступительное слово учителя:

Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед.

Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

- Что же такое лексическое значение слова?

Эмоциональная подготовка к уроку

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

- Что же такое лексическое значение слова?

- Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем, и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.

-Что же общее и главное у всех столов? (Ответы детей)

- Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек.

- Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова. И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета.

- А как узнать значение слова?

- Кроме лексического, слово имеет ещё и грамматическое значение.

Стол – предмет мебели мужского рода в виде широкой горизонтальной доски предложного падежа единственного числа на ножках

-Что можно сказать о слове лексика?

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова задача урока?



Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ


Выделяют признак


Составляют грамматические признаки.


Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)



Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения


-Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас - это значит узнавать новые слов. А что такое узнавать новые слова?

-Послушайте стихотворение И. Токмаковой

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки - семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово "плим".

Я повторяю снова: "Плим, плим, плим"...

И ничего не значит "Плим, плим, плим"...

-Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно "ничего не значит", не имеет смысла! Значение - важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может.

-Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово - значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

-Что такое лексическое значение?( стр. 84)

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.


Проговаривают ЛЗ терминов

То что обозначает слово


Анализ работ и вывод внутри группы





Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно

Индивидуальная работа


Не знаю значение слова…

Обратиться к толковому словарю



Слушают

Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

(1 группа)-объяснить слово с помощью словаря

(2 группа)

-объяснить с помощью картинки

3 группа – объяснить с помощью синонимов

4 группа – объяснить с помощью подбора однокоренных слов


-Как определить и объяснить лексическое значение слов? Проверка работ.

(стр. 84) правило

Игра «Угадай-ка»

- Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.

Выполняют задание в группах





Проверяют и оценивают


Объясняют лексическое значение слов?


Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи


Оценивают свою работу

Работают со словарями

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Что такое лексическое значение слова?

- Какие ошибки считаются речевыми?

- Что поможет нам правильно определить лексическое значение слова


- Где можно применить новые знания?

- Дома музей забытых слов .; дать толкование любым словам

Богатырь

Ладья

Ларец

Кубышка

оруженосец

Заполнить таблицу

Дают ответы на вопросы





Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)












(1 группа)


Задание: Объясните слово с помощью толкового словаря.

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.

(2 группа)


Задание: объяснить с помощью картинки, нарисуйте или найдите

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.

3 группа

Задание:

Объяснить слово с помощью синонимов (подберите)

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.




4 группа

Задание: объяснить слово с помощью подбора однокоренных слов (подберите)

Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать.



Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:

1.На уроке я работал

хорошо

плохо


1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен


2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким

длинным


3.Урок для меня показался

коротким

длинным

4.За урок я

не устал

устал


4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже


5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен


6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным


7.Домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексическое значение слова. Урок русского языка в системе ФГОС

Автор: Горбунова Лариса Викторовна

Дата: 11.04.2016

Номер свидетельства: 317540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Лексическое значение слова. Урок  русского языка в системе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(74) "lieksichieskoie-znachieniie-slova-urok-russkogho-iazyka-v-sistiemie-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "317541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460381182"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока. Технологическая карта урока английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "324150"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462363394"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Рабочая программа по предмету "Английский язык" (ФГОС) З.Н.Никитенко, К.Э.Безукладников, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(155) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_anghliiskii_iazyk_fgos_priedmietnoi_linii_uchiebnikov_anghliiskii_iazyk_avtory_z_n_nikitienko_k_e_biezukladnikov_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345218"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474547857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства