- Вступительное слово учителя: Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед. Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение. - Что же такое лексическое значение слова? | Эмоциональная подготовка к уроку | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение. - Что же такое лексическое значение слова? - Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и в соседнем, и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без. -Что же общее и главное у всех столов? (Ответы детей) - Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек. - Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова. И для того, чтобы определить лексическое значение слова, необходимо выявить общие и главные признаки предмета. - А как узнать значение слова? - Кроме лексического, слово имеет ещё и грамматическое значение. Стол – предмет мебели мужского рода в виде широкой горизонтальной доски предложного падежа единственного числа на ножках -Что можно сказать о слове лексика? - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? - Какова задача урока? | Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют грамматические признаки. Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
-Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас - это значит узнавать новые слов. А что такое узнавать новые слова? -Послушайте стихотворение И. Токмаковой Ложка - это ложка, ложкой суп едят. Кошка - это кошка, у кошки - семь котят. Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол. Шапка - это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово, смешное слово "плим". Я повторяю снова: "Плим, плим, плим"... И ничего не значит "Плим, плим, плим"... -Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно "ничего не значит", не имеет смысла! Значение - важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. -Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово - значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение. -Что такое лексическое значение?( стр. 84) | Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Проговаривают ЛЗ терминов То что обозначает слово Анализ работ и вывод внутри группы Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно Индивидуальная работа Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. (1 группа)-объяснить слово с помощью словаря (2 группа) -объяснить с помощью картинки 3 группа – объяснить с помощью синонимов 4 группа – объяснить с помощью подбора однокоренных слов -Как определить и объяснить лексическое значение слов? Проверка работ. (стр. 84) правило Игра «Угадай-ка» - Дайте группой толкование одного какого-либо слова (своим способом), а все будут отгадывать и записывать. | Выполняют задание в группах Проверяют и оценивают Объясняют лексическое значение слов? Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Оценивают свою работу Работают со словарями | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Что такое лексическое значение слова? - Какие ошибки считаются речевыми? - Что поможет нам правильно определить лексическое значение слова - Где можно применить новые знания? - Дома музей забытых слов .; дать толкование любым словам Богатырь Ладья Ларец Кубышка оруженосец Заполнить таблицу | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |