kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение суффиксов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку использовала в 2017 учебном  году. Урок прошел замечательно. На уроке присутствовали учитель начальных классов,  завуч и руководитель ШМО. Замечаний ни от кого не было.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение суффиксов.»

Конспект открытого урока по русскому языку 2 кл.

Тип урока: урок открытия нового

Тема: Значение суффиксов

Цели: формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффикса Задачи:

1. Создание условий для активизации представлений учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове

2. формирование у учащихся представлений о суффиксе как значимой части слова; формирование умений выделять суффикс в словах и графически его обозначать, характеризовать роль суффикса в слове, образовывать новые слова суффиксальным способом

3. Обогащать словарный запас

4.  Воспитывать прилежание, активность.


Планируемые результаты:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- суффикс - это значимая часть слова;

- суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебник, карточки, мультимедийный проектор, презентация


Ход урока:


  1. Самоопределение к деятельности.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь гостям и друг другу.

Слайд 1.


Наш урок я хочу начать словами великого русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта»

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим собирать крупинки нашего опыта.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.


  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Слайд 2.

(Минутка чистописания).

- Посмотрите на экран. 1) Продемонстрировать учащимся буквы: 

КРНЬ. 

-Что можете сказать о данных буквах? (Согласные)

Пропишите эти буквы на половине строки.

-Мы можем прочитать это?

- Как вы думаете, что случилось с данными буквами?

(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы.)

Подумайте. Какие гласные убежали из слова.

Слайд 3.

Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь слово «корень» на второй половине строки.

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

Слайд 4.

2) Игра с суффиксами.

- Кто изображен на этом слайде (слово из 3 букв)?
- Кто это? Кот
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло, мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
- Как кот превратился в котище?

Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данного слова?» (Суффикс)
- Какое значение придал суффикс –ищ- слову? (Большой)
- А как превратить  в  маленького кота?          Котик 

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову? (Маленький)

Кот, котик, котище.


  1. Постановка учебной задачи.


Слайд 5.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (значение суффиксов) (И на доске)

-Запишите слова, выделите корень и суффикс.

- Чем мы будем заниматься на уроке? (образовывать слова с помощью суффиксов)

Слайд 6.

- Спланируем нашу деятельность.

1. Узнаем… способы образования слов при помощи суффиксов

2. Определим … значения суффиксов

3. Вспомним … что такое суффикс

Слайд 7.

Проверим

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс

Физминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно


  1. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).


-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их. (задание на индивидуальных карточках) 

Слайд8.

1)      Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2)      Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3)      Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4)      Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания по слайдам (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает?

Что можно сделать?  (вспомним правило д/з или обратимся к правилу на стр.108)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе?


Словарная работа

Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.


  1. Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон) (телефонище, телефончик)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака) (собачище, собачка)


3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь) (медведище, медведик)


4.Стоит Алена

­Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Берёза) (березище, березка)

- Преобразуйте слова, чтобы их значение увеличилось в размере.

- с помощью какого суффикса образовались новые слова.

Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса - изменяет размер. Попробуйте уменьшить предметы.

- С помощью, каких суффиксов вы это сделали? Чик, К, ик

-Какой вывод можно сделать?

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.



5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

 Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.

А сейчас давайте с вами посмотрим, как же трактуется понятие «басня» в словаре Ожегова

Слайд 9.


Басня - краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

 Прочитайте басню.

 Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)

 Выпишите эти слова в столбик. (беленький, гладенький, хорошенькая)

 Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

- С помощью чего образовались новые слова?

 Какое значение приобретают слова с суффиксом – еньк?

- Как вы определили суффикс? (Составляем алгоритм)


Слайд 10.

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. 

1. Найти окончание (изменить слово).

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

- А теперь прочитаем в учебнике. Как найти суффикс в слове на стр. 111


Физминутка.


«Суффикс» На доске написаны слова:

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук - внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа по вариантам.


Слайд11.

- Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.

1 вариант: домище, волосок, носик, карманчик, Мишенька, Петровна, Ильинична.

2 вариант: Голосок, волчище, садик, диванчик, Наташенька, Ивановна, Максимович.

Проверка по слайдам.

- У кого не было ошибок? 1 ошибка? 2-3 ошибки? Отметка.


  1. Рефлексия.


Слайд 12.

- Вернемся к плану урока.

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов. Узнали? Какие?

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс


Домашнее задание на выбор.

Упр. 2 или 4, стр. 112 – 113. (на доске)



Слайд 13.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется




Какую оценку вы ставите себе за урок?



1.активно / пассивно
2.доволен / не доволен
3.коротким / длинным
4.не устал / устал
5.стало лучше / стало хуже
6.понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.легким / трудным
интересно / не интересно






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение суффиксов.

Автор: Трубенкова Ирина Алексеевна

Дата: 16.09.2018

Номер свидетельства: 477922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Значения суффиксов.""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokaporusskomuiazykuznachieniiasuffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "268421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450626316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "" Значения суффикса" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "znachieniia-suffiksa-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402641491"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Русскиий язык 2 класс"Значение суффиксов" "
    ["seo_title"] => string(44) "russkiii-iazyk-2-klass-znachieniie-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "236399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444059339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Методическая разработка урока "Значение суффиксов""
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-znachieniie-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "274200"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452345693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Суффикс. Значение суффиксов в слове."
    ["seo_title"] => string(35) "suffiks_znachenie_suffiksov_v_slove"
    ["file_id"] => string(6) "489069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544024173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства