-формирование навыков определения времен года, различия изменений природы с приходом зимы;
- воспитание понимания красоты и ценности родной природы.
Слайд 2
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
- Снег, лед, иней, мороз – в какое время года это бывает?
Слайд 3
- Ребята, предположите, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?
-
Формулировка темы и задач урока.
Тема урока: «Зима – покой природы» Слайд 3
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, её признаках, о жизни растений и животных зимой и подумаем, как мы можем помочь животным зимой.
«Открытие нового знания»
Определение признаков зимы, зимней погоды.
Слайд 4
Выполнение задания на с. 36 в рабочей тетради.
Проверка:
- синим карандашом: сосулька, снеговик;
- зеленым: машина, камень, куртка;
- грибы, цветы, орехи, листья, кепка.
Выполнение задания на с. 84 учебника.
Слайд 5
- Какое время года изображено на рисунке?
- Какие месяцы считаются зимними?
Выступление детей, которые представляют зимние месяцы.
- Как объяснить пословицы?
Слайд 7
Декабрь год кончает – зиму начинает.
Январь году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль налетели.
Сравнение картин на с. 85 учебника. Слайд 8.
- Что за время года на левой картинке? А на правой?
Сравните картины. Что можете сказать о деревьях?
О речке? Об осадках?
- Почему же зимой образуется снег и лед?
- Что же такое снег. И как образуются снежинки?
Слайд 9: Снежинки
Фильм о снежинках.
Посмотрите на рисунок на с. 85 и скажите, почему растаяла снежная баба?
Слайд 10
Результаты эксперимента: снег, принесенный учителем в класс в начале урока, растаял. Вывод: если на улице мороз, вода превращается в снег и лед. Если занести снег и лед в теплую комнату, то они тают.
Физминутка. (Под вальсовую музыку)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши снегом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Изменения в жизни растений.
- Все эти изменения в неживой природе оказали влияние на живую природу. И теперь мы отправимся в лес.
Слайды 11-12.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.Тютчев
- Все ли деревья сбросили листья?
- Как вы считаете, «умирают» ли лиственные деревья зимой?
- Действительно, они живы. (Они спят, вернее «дремлют», т.к. под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето они накопили запасы пищи.)
Изменения в жизни птиц и зверей.
- Где прячутся в зимнем лесу животные? Слайд 13
- Как же зимуют звери и птицы?
Выступление детей о жизни животных и птиц зимой.
Викторина:
- Какие животные впадают зимой в спячку?
Слайды 14-15.
- Чем питается зимой белка?
- Как приспособился к зиме заяц?
- Где зимуют мыши?
- Как проводят зиму лиса, волк?
Теперь вы можете ответить на главный вопрос нашего урока: почему зиму называют «покой природы».
Вывод: Слайд 16.
Дети читают вывод по уроку на слайде.
Помощь животным зимой.
- Послушайте стихотворение Н. Рубцова «Воробей».
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедный,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
- Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека?
- В чём смысл стихотворения?
- Особенно трудно приходится зимой птицам. Какую помощь вы можете оказать им зимой?
Слайд 17
- Как понимаете выражение: Покорми птиц зимой – и они отплатят тебе летом.
Выполнение задания на с. 35 в рабочей тетради.
Слайд 18
IV. Итог урока.
- Ни одно время года так не волшебно, как зима. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- Прочитайте вывод в красной рамке на с. 87 учебника.
- Да, в лесу теперь очень тихо. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотрись хорошенько, весь снег в нём испещрён разными следами и следочками.
Слайд 19
- А теперь давайте послушаем звуки зимы. (Звучит музыка.)
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Хруст, хруст», - прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук, тук, тук», - трудится дятел, лесной санитар. «Пи-пи-пи», - тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. «Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?»- спрашивает молодая синичка. «Пинь-пинь-трр, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, - отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.
- Какие звуки вы услышали?
Рефлексия:
- Интересно ли было вам на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно запомнилось?
Литература: