kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Земля имеет форму шара

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир "Земля имеет форму шара". 2-й класс, "Школа 2100" 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Цели.

  1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт воображаемая линия.
  2. Научить оценивать роль науки в познании мира.
  3. Развивать речь, память, логическое мышление учащихся.

Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Оргмомент.

- О чем мы говорили на прошлом уроке (природных часах, компасе, календаре).

- Сегодня мы с вами вспомним, как мы описывали предметы, выявляя их различные свойства.

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте, что перед вами находится. (Куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). 

- Как называются эти предметы? (Геометрические тела)

- Найдите в классе предметы, которые напоминают по форме эти геометрические тела

- Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы предметов для вас задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней? При условии, что выходить из школы нельзя.

(Мы видели школу издалека и представляем ее форму, а вот количество окон не знаем.)

- Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается? (Раньше мы видели предметперед собой, делали вывод о его форме, сравнивая с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его.)

- Какие вопросы у вас возникают? (Можно ли точно назвать форму предмета, если не видеть его целиком, если можно, то как это сделать)

- А можете ли вы определить форму нашей планеты? (Наша планета Земля имеет форму шара)

- Но Земля очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Разве можно сравнить форму Земли с моделями? (Это давно всем известно, что Земля имеет форму шара)

- А всегда ли люди считали, что Земля имеет форму шара? (Нет, вначале люди думали, что Земля плоская

Да, прежде люди думали, что Земля — плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках. Насчет подпорок у различных народов были разные мнения.

Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над таким вопросом: а на чем же стоит черепаха?

Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

- Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

- На китах, дитятко, — отвечал старик.

- На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся — бывает земли трясение.

- А на чем же киты, дедушка?

- На воде, дитятко!

- А вода на чем, дедушка?

- На Земле, дитятко!

- А Земля на чем?

- Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит, дитятко!.

Такой разговор мог продолжаться без конца.

Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола; удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли. Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет.

- А если выйти на улицу, можно ли увидеть подтверждение этой версии? Что мы обнаружим? (Нам кажется, что мы находимся на плоском предмете)

- Мы не можем быстро обойти Землю, чтобы собрать информацию. Нам не удастся посмотреть на нее со стороны. Что же тогда делать? (Обратиться к книгам, помощи взрослых)

- Какие предположения мы должны проверить? (Или Земля плоская, или шарообразная)

- Какая тема нашего урока?

- Мы будем разбираться, какую форму имеет наша планета. 

3. Совместное “открытие” знаний.

- У нас существует две точки зрения: Земля имеет форму шара. Земля плоская.

Доказательство первое.

Если выйти на открытое пространство, то мы хорошо увидим границу между небом и землей. 

- Как называется эта линия (Линией горизонта)

Линия горизонта как бы разделяет небо и Землю. Это воображаемая линия.

- Что значит “воображаемая”? (На земле не найдем такой нарисованной линии)

- Как вы думаете, можно ли добраться до горизонта? (Нет, линия постоянно отодвигается)

- Какой модели соответствуют наши наблюдения? (Что Земля имеет форму шара)

Прочитаем доказательство в учебнике стр.26

Поднимемся в гору. (Слайд 6). Как изменяется линия горизонта при подъеме на высоту?

- Что находится за линией горизонта? Куда попадает солнце, скрываясь за горизонтом? Почему маяки располагают как можно выше на башне?

Доказательство второе.

- Что видит наблюдатель на горизонте?  Сначала далеко в горизонте начинает маячить парус одинокий и корабль постепенно появляется, сверху вниз, от верхушки до борта корабля. Идем на пристань, куда приходят корабли. 
Если бы Земля была плоская, то корабль увеличивался в масштабе, сначала маленькая точка, потом все крупнее и крупнее, но с самого начала был бы виден полностью (что наблюдается на меньших расстояниях.)

- Посмотрите на иллюстрацию на стр.27. Что это доказывает? (Это больше похоже на шар)

Доказательство третье.

Проведем опыт.Если мы поставим фигурку на диск и шар, будем передвигать фигурку строго в одном направлении. Что вы заметили?

На диске фигурка, достигнув границы, дальше двигаться не может. На шаре фигурка передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала движения.

- Могли ли люди раньше заметить это? (Да, это могли заметить путешественники)

Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, то есть обменивали изделия и продукты, которых у них было много, на такие, которых им недоставало. Охотники меняли звериные шкуры на мечи и ножи, на прочные металлические сосуды; земледельцы отдавали хлеб за ткани, за красивые браслеты и ожерелья. Таких торговцев называли купцами. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю — на маленьких кораблях. 

Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.

Далекие путешествия помогали людям все больше и лучше узнавать Землю. Появились карты земной поверхности, хотя еще далеко не полные и не точные.

Именно путешественники смогли доказать, что Земля имеет форму шара…. Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. — Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно — на гору!

Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.Отправившись на восток к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с запада

Путешествие было трудным. Из 5 кораблей (256 человек  составляли экипаж), вернулись домой два корабля, на борту которых было только 20 человек. Сам Магеллан погиб во время сражения с аборигенами на одном из островов. 

Итак, какое решение вы приняли о форме Земли. (Если Магеллан вернулся в исходную точку, это доказывает, что Земля имеет форму шара.)

Доказательство четвёртое.

- Итак, вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

- Как же самим убедиться в правильности наших выводов? Можем ли мы посмотреть на Землю со стороны? Кто в этом нам может помочь? (Космонавты)

- Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе? (Юрий Гагарин

(Чтение стр.31)

- Но это еще не все доказательства шарообразности Земли.

Доказательство пятое.

Люди давно наблюдали за луной. Луна – естественный спутник Земли. Это огромный каменный шар. Запомни, что Луна не светит сама, ее освещает солнце. К тому же, луна приобретает каждый раз новый вид. Почему? 

Правильно, Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. И Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. А теперь посмотрите внимательно, какая тень от Земли на Луне? … Точно, круглая! Значит и Земля…. (круглая).

4. Самостоятельное применение знаний.

- Сколько наблюдений помогло нам доказать шарообразность Земли? Напомните их.

- Соедините правильно части

5. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? А как работал ты?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Земля имеет форму шара »

Окружающий мир "Земля имеет форму шара". 2-й класс, "Школа 2100" 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Цели.

  1. Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт воображаемая линия.

  2. Научить оценивать роль науки в познании мира.

  3. Развивать речь, память, логическое мышление учащихся.

Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Оргмомент.

- О чем мы говорили на прошлом уроке (природных часах, компасе, календаре).

- Сегодня мы с вами вспомним, как мы описывали предметы, выявляя их различные свойства.

2. Актуализация знаний.

- Отгадайте, что перед вами находится. (Куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). 

- Как называются эти предметы? (Геометрические тела)

- Найдите в классе предметы, которые напоминают по форме эти геометрические тела

- Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы предметов для вас задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней? При условии, что выходить из школы нельзя.

(Мы видели школу издалека и представляем ее форму, а вот количество окон не знаем.)

- Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается? (Раньше мы видели предметперед собой, делали вывод о его форме, сравнивая с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его.)

- Какие вопросы у вас возникают? (Можно ли точно назвать форму предмета, если не видеть его целиком, если можно, то как это сделать)

- А можете ли вы определить форму нашей планеты? (Наша планета Земля имеет форму шара)

- Но Земля очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Разве можно сравнить форму Земли с моделями? (Это давно всем известно, что Земля имеет форму шара)

- А всегда ли люди считали, что Земля имеет форму шара? (Нет, вначале люди думали, что Земля плоская

Да, прежде люди думали, что Земля — плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках. Насчет подпорок у различных народов были разные мнения.

Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над таким вопросом: а на чем же стоит черепаха?

Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

- Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

- На китах, дитятко, — отвечал старик.

- На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся — бывает земли трясение...

- А на чем же киты, дедушка?

- На воде, дитятко!

- А вода на чем, дедушка?

- На Земле, дитятко!

- А Земля на чем?

- Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит, дитятко!..

Такой разговор мог продолжаться без конца.

Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола; удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли. Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет.

- А если выйти на улицу, можно ли увидеть подтверждение этой версии? Что мы обнаружим? (Нам кажется, что мы находимся на плоском предмете)

- Мы не можем быстро обойти Землю, чтобы собрать информацию. Нам не удастся посмотреть на нее со стороны. Что же тогда делать? (Обратиться к книгам, помощи взрослых)

- Какие предположения мы должны проверить? (Или Земля плоская, или шарообразная)

- Какая тема нашего урока?

- Мы будем разбираться, какую форму имеет наша планета. 

3. Совместное “открытие” знаний.

- У нас существует две точки зрения: Земля имеет форму шара. Земля плоская.

Доказательство первое.

Если выйти на открытое пространство, то мы хорошо увидим границу между небом и землей. 

- Как называется эта линия (Линией горизонта)

Линия горизонта как бы разделяет небо и Землю. Это воображаемая линия.

- Что значит “воображаемая”? (На земле не найдем такой нарисованной линии)

- Как вы думаете, можно ли добраться до горизонта? (Нет, линия постоянно отодвигается)

- Какой модели соответствуют наши наблюдения? (Что Земля имеет форму шара)

Прочитаем доказательство в учебнике стр.26

Поднимемся в гору. (Слайд 6). Как изменяется линия горизонта при подъеме на высоту?

- Что находится за линией горизонта? Куда попадает солнце, скрываясь за горизонтом? Почему маяки располагают как можно выше на башне?

Доказательство второе.

- Что видит наблюдатель на горизонте?  Сначала далеко в горизонте начинает маячить парус одинокий и корабль постепенно появляется, сверху вниз, от верхушки до борта корабля. Идем на пристань, куда приходят корабли. 
Если бы Земля была плоская, то корабль увеличивался в масштабе, сначала маленькая точка, потом все крупнее и крупнее, но с самого начала был бы виден полностью (что наблюдается на меньших расстояниях.)

- Посмотрите на иллюстрацию на стр.27. Что это доказывает? (Это больше похоже на шар)

Доказательство третье.

Проведем опыт.Если мы поставим фигурку на диск и шар, будем передвигать фигурку строго в одном направлении. Что вы заметили?

На диске фигурка, достигнув границы, дальше двигаться не может. На шаре фигурка передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала движения.

- Могли ли люди раньше заметить это? (Да, это могли заметить путешественники)

Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, то есть обменивали изделия и продукты, которых у них было много, на такие, которых им недоставало. Охотники меняли звериные шкуры на мечи и ножи, на прочные металлические сосуды; земледельцы отдавали хлеб за ткани, за красивые браслеты и ожерелья. Таких торговцев называли купцами. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю — на маленьких кораблях. 

Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.

Далекие путешествия помогали людям все больше и лучше узнавать Землю. Появились карты земной поверхности, хотя еще далеко не полные и не точные.

Именно путешественники смогли доказать, что Земля имеет форму шара…. Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. — Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно — на гору!

Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.Отправившись на восток к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с запада

Путешествие было трудным. Из 5 кораблей (256 человек  составляли экипаж), вернулись домой два корабля, на борту которых было только 20 человек. Сам Магеллан погиб во время сражения с аборигенами на одном из островов. 

Итак, какое решение вы приняли о форме Земли. (Если Магеллан вернулся в исходную точку, это доказывает, что Земля имеет форму шара.)

Доказательство четвёртое.

- Итак, вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

- Как же самим убедиться в правильности наших выводов? Можем ли мы посмотреть на Землю со стороны? Кто в этом нам может помочь? (Космонавты)

- Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе? (Юрий Гагарин

(Чтение стр.31)

- Но это еще не все доказательства шарообразности Земли.

Доказательство пятое.

Люди давно наблюдали за луной. Луна – естественный спутник Земли. Это огромный каменный шар. Запомни, что Луна не светит сама, ее освещает солнце. К тому же, луна приобретает каждый раз новый вид. Почему? 

Правильно, Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. И Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. А теперь посмотрите внимательно, какая тень от Земли на Луне? … Точно, круглая! Значит и Земля…. (круглая).

4. Самостоятельное применение знаний.

- Сколько наблюдений помогло нам доказать шарообразность Земли? Напомните их.

- Соедините правильно части

5. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? А как работал ты?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Земля имеет форму шара

Автор: Бондарь Лейсан Фирдависовна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Земля – планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(37) "ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "311882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262107"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-tiema-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "105386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402846952"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Познавательный час "Путешествие на край Земли" "
    ["seo_title"] => string(51) "poznavatiel-nyi-chas-putieshiestviie-na-krai-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "237404"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444309607"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Формы и размеры Земли "
    ["seo_title"] => string(23) "formy-i-razmiery-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "193395"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства