kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Земля – планета солнечной системы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

 -Добрый день, юные астрономы!  Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты.

-Как я вас назвала?

-Почему, не знаете?  

-А кто изучает, планеты Солнечной системы?

На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь)

(Работа с кластером-А кто такие астрономы? ( Астроном - специалист по астрономии).

- Как называется наука, изучающая звездное небо? (Астрономия).

(Астрономия - наука о космических   телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)

- Чтобы многое узнать и раскрыть  секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, умения, смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?

2. Актуализация знаний

-Прочитайте, что написано на карточках. ( планета, системы, Солнечной, -,Земля)

-Вам все понятно? А что нужно сделать?

-Что у нас получилось? (Это тема нашего урока.)

- Что  вы можете сказать о планетах Солнечной системы?

          ( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине, скорости вращения  и находятся на разном расстоянии от Солнца)

-Давайте начнем составлять « Кластер». Какое главное слово или слова будут главными в кластере? Солнечная система. Запишем, что знаем.( Внизу записываем, что знаем, сверху, то, что узнали)

3.  Цели и задачи урока.

-Прочитайте еще раз тему нашего урока.

Сегодня объектом нашего внимания послужит  планета – Земля.

-О чём пойдёт сегодня речь?

- Земля- это что? (планета)

-А планета чего? (солнечной системы)

Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, входящую в солнечную систему.

-Какие цели вы перед собой ставите?

 (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, какова её форма, раскрыть её тайны и загадки.)

-Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.( Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.)

- Сколько планет входит в солнечную систему? Что вы знаете о планетах? ( Сообщения о планетах)

-А как называются пути движения планет? (орбитами)

       Стихотворение о планетах.                                 

- Кроме тех планет, которые мы знаем, есть еще и совсем маленькие планеты. Кто знает, как они называются?

-Кроме больших планет, есть и малые планеты, которые  движутся в основном между орбитами Марса и Юпитера. Такие планеты называются - астероиды.

- А вы знаете, что в настоящее время Международный астрономический союз сократил количество планет Солнечной системы с девяти до восьми. Плутон считается не классической, а карликовой планетой. Вместе с недавно обнаруженной Ксеной. Ксена – это временное название планеты.Открытая в 2003 году Ксена –Эрида превзошла в размерах Плутон. Её диаметр составляет 2600 километров, в то время как у Плутона он – всего – 2200 километров. Учёные решили исключить Плутон из числа «обычных» планет. Эрида тоже карликовая планета.

 -Сколько планет в солнечной системе?

-Как вы думаете на какие две группы можно разделить планеты солнечной системы? По каким признакам?

(Работа в группах)

-Давайте вспомним правила работы в группах.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

Работаем с учебником стр 67.Разделите планеты на две группы и обоснуйте, почему вы так сделали.

И конечно оцените себя,в оценочных листах.

Проверка.

- Какие планеты относятся к планетам земной группы?

- Какие планеты относятся к планетам - гигантам?

(Проверка по эталону)

    В Солнечной системе девять больших планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность

Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.

 Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.

4.  Постановка проблемной ситуации.

- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд «блуждающих светил» - планет, появление наводящих ужас «хвостатых звезд» - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба – все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.

- Давайте поразмышляем: «Возможно ли другое местоположение планеты Земля относительно Солнца?» (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.)  (Экосфера или экологическая сфера; биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду как единое целое.)

-Как образовалась Земля?

5.  Объяснение нового материала. Происхождение Земли

Давно, 6-7 млрд лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. Сильные взрывы на Солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды, в том числе и наша Земля. Планета Земля появилась в космическом пространстве около 5 млд.лет назад. Сначала она была раскалённой и безжизненной. Её окутывала пелена горячих газов, солнечные лучи не достигали её поверхности. Со временем Земля охладилась, и водяной пар, который окутывал её, превратился в проливные дожди. Они заполнили впадины на Земле. Так появились древние моря и океаны. Именно в воде зародились первые простейшие живые организмы. На смену им пришли синезелёные водоросли, которые насытили атмосферу Земли кислородом.

         Постепенно жизнь перешла на сушу. Земля покрылась могучими лесами из папоротников и хвощей. Появились рыбы, насекомые. Разнообразные птицы, животные, которые напоминали современных лошадей, оленей, слонов и др. В густых тропических лесах обитали отдалённые общие предки человека и человекообразных обезьян.

         Леса были богаты растительностью. Древесные обезьяны легко находили в них пищу. Но близился ледниковый период. На планете резко похолодало, исчезли многочисленные леса, многие виды растений и животных. Образовались открытые безлесные пространства. Жизнь на открытых пространствах таила много опасностей. Негде было прятаться от врагов и холода, трудно было находить пищу.

         Вымерли не только мамонты, но и огромное количество обезьян и древних людей. Оставшиеся в живых были вынуждены приспосабливаться к суровым условиям жизни.

6.  Постановка проблемной ситуации.

Трое животных затеяли спор. Давайте разберёмся, кто из них прав.

1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.

2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.

3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.

(Неверные ответы исчезают.)

- Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? (на Земле много воды)

- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

-Какая по счёту наша планета от солнца?

( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

- А почему Землю называют «Планета - сад?» (Потому что на ней растут растения)

- И ещё потому, что на Земле есть жизнь.

- А как Земля движется в космосе?

( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)

7.  Физминутка.

8.  Древние представления о форме Земли

- Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант. Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.

9.  Объяснение нового материала. Доказательства шарообразности Земли (слайд 14- 30)

Человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись, края Земли найти не могли.

 Со временем учёные смогли доказать, что Земля имеет форму шара.

У большинства планет есть спутники. Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Это Луна).      

     У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.

- Что происходило 8 октября с луной.

-Вы сейчас будете работать  в парах. Вы будете исследователями. Нужно доказать, что земля круглая. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Карточки вытягивают - 1.При затмении Луны. 2. Мореплаватели.3. В открытом море 4.Люди, проживающие в горной местности.)

Когда будете доказывать, не забывайте, что Земля круглая, имеет форму шара. 1 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы наблюдаете затмение луны.2  пара  доказывает, что Земля круглая, вы мореплаватели.3  пара  доказывает, что Земля круглая, когда вы находитесь в открытом море.4  пара  доказывает, что Земля круглая, если вы живете в горах.

1 доказательство: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно догадаться, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.

2 доказательство предоставили мореплаватели: если плыть всё время на запад, то можно  достичь первоначальной точки путешествия.

3 доказательство: в открытом море человек видит только до горизонта. При удалении объект исчезает постепенно.

4 доказательство: люди, проживающие в горной местности, наблюдают, что утром солнечные лучи сначала озаряют вершины гор, хотя самого солнца ещё не видно.

- Предоставьте свои доказательства.

- Оцените свою работу в парах.

10. Первоначальное закрепление  «Знатоки планеты Земля».полученных знаний.

- А теперь проведем тест « Знатоки планеты Земля».

- Проверяем себя по эталону и оцениваем.

11. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.

 - Какую цель ставили? Достигли цели?  (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.) При рефлексии не забывайте использовать кластер.

  • На сегодняшнем уроке  я узнал…
  • Я похвалил бы себя…
  • Особенно мне понравилось…
  • После урока мне захотелось…
  • Я мечтаю о …
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…

- Спасибо, всем за урок!

13.Оценивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Земля – планета солнечной системы»»

МБОУ Покровская СОШ






Урок окружающего мира по теме:


« Земля – планета солнечной системы»


4 класс







Составила:

учитель начальных классов

II категории Чернова Марина Николаевна.

МБОУ Покровская СОШ







Тема: Земля – планета солнечной системы


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: сформировать представление о шарообразности Земли.

Задачи:

  • расширить представление о Земле – как космическом теле, рассказать о происхождении Земли, рассмотреть версии древних учёных о её внешнем облике, обратить внимание на факты, свидетельствующие о шарообразности нашей планеты;

  • развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать;

  • развивать внимание, воображение учащихся;

  • воспитывать экологическую культуру.

Формируемые УУД

  • Личностные:

  • - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха, почвы

  •  - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру

  • Познавательные:

  • Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций

  • -осуществлять  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий .

  • - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике;

  • · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

  • Коммуникативные:

  •  - Слушать и понимать речь других.

  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • · уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

  • · участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, карточки с заданием, карточки оценивания.




Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности


Слайд 1

-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты.

-Как я вас назвала?

-Почему, не знаете?

-А кто изучает, планеты Солнечной системы?

На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь)

(Работа с кластером-А кто такие астрономы? ( Астроном - специалист по астрономии).

- Как называется наука, изучающая звездное небо? (Астрономия).

(Астрономия - наука о космических   телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)

- Чтобы многое узнать и раскрыть секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, умения, смекалка, умение наблюдать и анализировать.

-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?

















Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.

2. Актуализация знаний









Слайд 2

-Прочитайте, что написано на карточках. ( планета, системы , Солнечной, -,Земля)

-Вам все понятно? А что нужно сделать?

-Что у нас получилось? (Это тема нашего урока.)




- Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы?

( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине, скорости вращения и находятся на разном расстоянии от Солнца)

-Давайте начнем составлять « Кластер». Какое главное слово или слова будут главными в кластере? Солнечная система. Запишем, что знаем.( Внизу записываем, что знаем, сверху, то, что узнали)


Ответы учащихся на вопросы.

С помощью учителя формулируют тему урока.

Земля – планета Солнечной системы

Актуализируют знания о планетах, полученных ранее.

( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца)

Составляют «Кластер»

3. Цели и задачи урока.

Слайд 3



























Слайд 4

















Слайд 5







Слайд 6













Слайд 7





















Слайд 8

Слайд 9

-Прочитайте еще раз тему нашего урока.

Сегодня объектом нашего внимания послужит планета – Земля.

-О чём пойдёт сегодня речь?

- Земля- это что? (планета)

-А планета чего? (солнечной системы)

Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, входящую в солнечную систему.


-Какие цели вы перед собой ставите?

(Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, какова её форма, раскрыть её тайны и загадки.)


-Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.( Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.)

- Сколько планет входит в солнечную систему? Что вы знаете о планетах? ( Сообщения о планетах)


-А как называются пути движения планет? (орбитами)

Стихотворение.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!

- Кроме тех планет, которые мы знаем, есть еще и совсем маленькие планеты. Кто знает, как они называются?

-Кроме больших планет, есть и малые планеты, которые движутся в основном между орбитами Марса и Юпитера. Такие планеты называются - астероиды.


- А вы знаете, что в настоящее время Международный астрономический союз сократил количество планет Солнечной системы с девяти до восьми. Плутон считается не классической, а карликовой планетой. Вместе с недавно обнаруженной Ксеной. Ксена – это временное название планеты.Открытая в 2003 году Ксена –Эрида превзошла в размерах Плутон. Её диаметр составляет 2600 километров, в то время как у Плутона он – всего – 2200 километров. Учёные решили исключить Плутон из числа «обычных» планет. Эрида тоже карликовая планета.


-Сколько планет в солнечной системе?

-Как вы думаете на какие две группы можно разделить планеты солнечной системы? По каким признакам?

(Работа в группах)

-Давайте вспомним правила работы в группах.


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

  • Умей выслушать товарища

  • Своё мнение должен высказать каждый

  • Закончив дело, помоги другу

  • Работать тихо, чтобы не мешать другим

  • Рабочее место содержи в порядке

  • Договоритесь, кто будет выступать


Работаем с учебником стр 67.Разделите планеты на две группы и обоснуйте, почему вы так сделали.

И конечно оцените себя,в оценочных листах.

Проверка.

- Какие планеты относятся к планетам земной группы?

- Какие планеты относятся к планетам - гигантам?

(Проверка по эталону)

В Солнечной системе девять больших планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность

Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.

Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.


Дети читают тему урока. С помощью учителя ставят цель и формулируют задачи урока.






Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма и размеры, раскрыть её тайны и загадки.







Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.

Сообщения о планетах



Предположения детей.


Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение















Предположения детей.


















Проговаривают правила работы в группах







Работают в группе

Сравнивают планеты, называют самые большие, самые близкие (относительно Земли) планеты, самые похожие на Землю.


4. Постановка проблемной ситуации.

Слайд 10











Слайд 11

- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд «блуждающих светил» - планет, появление наводящих ужас «хвостатых звезд» - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба – все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.

- Давайте поразмышляем: «Возможно ли другое местоположение планеты Земля относительно Солнца?» (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.) (Экосфера или экологическая сфера; биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду как единое целое.)

-Как образовалась Земля?










Дети высказывают свои версии. (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.)

5. Объяснение нового материала. Происхождение Земли

Слайд 12

Слайд 13,14,15,

16,17,18,

19,20

Давно, 6-7 млрд лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. Сильные взрывы на Солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды, в том числе и наша Земля. Планета Земля появилась в космическом пространстве около 5 млд.лет назад. Сначала она была раскалённой и безжизненной. Её окутывала пелена горячих газов, солнечные лучи не достигали её поверхности. Со временем Земля охладилась, и водяной пар, который окутывал её, превратился в проливные дожди. Они заполнили впадины на Земле. Так появились древние моря и океаны. Именно в воде зародились первые простейшие живые организмы. На смену им пришли синезелёные водоросли, которые насытили атмосферу Земли кислородом.

Постепенно жизнь перешла на сушу. Земля покрылась могучими лесами из папоротников и хвощей. Появились рыбы, насекомые. Разнообразные птицы, животные, которые напоминали современных лошадей, оленей, слонов и др. В густых тропических лесах обитали отдалённые общие предки человека и человекообразных обезьян.

Леса были богаты растительностью. Древесные обезьяны легко находили в них пищу. Но близился ледниковый период. На планете резко похолодало, исчезли многочисленные леса, многие виды растений и животных. Образовались открытые безлесные пространства. Жизнь на открытых пространствах таила много опасностей. Негде было прятаться от врагов и холода, трудно было находить пищу.

Вымерли не только мамонты, но и огромное количество обезьян и древних людей. Оставшиеся в живых были вынуждены приспосабливаться к суровым условиям жизни.


6. Постановка проблемной ситуации.

Слайд 21

















Слайд 22













Слайд 23











Слайд 24

Трое животных затеяли спор. Давайте разберёмся, кто из них прав.

1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.

2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.

3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.

(Неверные ответы исчезают.)

- Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? (на Земле много воды)

- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

-Какая по счёту наша планета от солнца?

( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

- А почему Землю называют «Планета - сад?» (Потому что на ней растут растения)

- И ещё потому, что на Земле есть жизнь.

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

 Лишь на ней одной цветут

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!


- А как Земля движется в космосе?

( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)





Высказывания детей.







Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Ответы учащихся на вопросы.

(на Земле много воды)

(По размеру это небольшая планета.)




( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)

Потому что на ней растут растения










( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)


7. Физминутка.



Слайд 25

Хоровод планеты водят   - дети взявшись за руки идут по кругу
В вышине на небосводе    - руки поднять вверх
Заключили Солнце в круг  - взялись за руки
И летят за другом друг     - легкий бег по кругу



8. Древние представления о форме Земли


Слайд 26

- Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант. Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.


9. Объяснение нового материала. Доказательства шарообразности Земли (слайд 14- 30)






























Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29-35



Слайд 36-38

Человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись, края Земли найти не могли.

Со временем учёные смогли доказать, что Земля имеет форму шара.

У большинства планет есть спутники. Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Это Луна).

У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.

- Что происходило 8 октября с луной.


-Вы сейчас будете работать в парах. Вы будете исследователями. Нужно доказать, что земля круглая. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Карточки вытягивают - 1.При затмении Луны. 2. Мореплаватели.3. В открытом море 4.Люди, проживающие в горной местности.)

Когда будете доказывать, не забывайте, что Земля круглая, имеет форму шара. 1 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы наблюдаете затмение луны.2 пара доказывает, что Земля круглая, вы мореплаватели.3 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы находитесь в открытом море.4 пара доказывает, что Земля круглая, если вы живете в горах.

1 доказательство: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно догадаться, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.

2 доказательство предоставили мореплаватели: если плыть всё время на запад, то можно достичь первоначальной точки путешествия.

3 доказательство: в открытом море человек видит только до горизонта. При удалении объект исчезает постепенно.

4 доказательство: люди, проживающие в горной местности, наблюдают, что утром солнечные лучи сначала озаряют вершины гор, хотя самого солнца ещё не видно.

- Предоставьте свои доказательства.

- Оцените свою работу в парах.

Дети формулируют правила.






Ответы детей (Затмение луны)

Работа в парах




Активизация мыслительных операций:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение;

- конкретизация.











Дети предоставляют свои доказательства

10. Первоначальное закрепление «Знатоки планеты Земля».полученных знаний.



























I вариант


1. Самосветящееся небесное тело:

а) звезда; в) метеорит;

б) планета; г) Луна.

2. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:

а) орбита; в) астероиды;

б) комета; г) созвездие.

3. Третья планета от Солнца:

а) Луна; в) Марс;

б) Земля; г) Венера.

4. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Плутон; в) Марс;

б) Венера; г) Меркурия.

5. Самая близкая звезда к Земле:

а) Солнце; в) Сириус;

б) Луна; г) Полярная.

6. «Хвостатые» небесные тела:

а) астероиды; в) планеты;

б) кометы; г) звезды.

7. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; в) историки;

б) астрономы; г) химики.



II вариант


1. Небесное тело, обращающееся вокруг Солнца:

а) планета; в) звезда;

б) спутник; г) метеорит.

2. Космический объект, обращающийся вокруг планеты:

а) звезда; в) спутник;

б) комета; г) астероид.

3. Четвертая планета от Солнца:

а) Сатурн; в) Венера;

б) Юпитер; г) Марс.

4. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Юпитер; в) Уран;

б) Сатур; г) Меркурий.

5. Самая яркая звезда созвездия Малая Медведица:

а) Сириус; в) Солнце;

б) Полярная; г) Луна.

6. Центральное место в Солнечной системе занимает:

а) Земля; в) Солнце;

б) Луна; г) Юпитер.

7. Спутник Земли:

а) Солнце; в) Луна;

б) Венера; г) Марс.


- А теперь проведем тест « Знатоки планеты Земля».

- Проверяем себя по эталону и оцениваем.


Выполняют задание на индивидуальных листах.






















Проверяют тест по эталону

Дают самооценку.

11. Итог урока.



Рефлексия.


Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.

- Какую цель ставили? Достигли цели? (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.) При рефлексии не забывайте использовать кластер.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • Я похвалил бы себя…

  • Особенно мне понравилось…

  • После урока мне захотелось…

  • Я мечтаю о …

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

- Спасибо, всем за урок!


12. Домашнее задание.


Домашнее задание.

1.Работа по карточке

Вставьте в текст пропущенные слова.

Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (9) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).

2.Работа в тетради. Стр 25 № 1,3

3. Найти иллюстрации-доказательства шарообразности Земли.


Выбирают задание и записывают в дневник

13.Оценивание.

Слайд 39

- Какие себе поставите оценки.






Используемая литература:

1.Учебник по окружающему миру О.Т. Поглазова. Издательство Смоленск Ассоциация XXI век 2013г

2. Рабочая тетрадь по окружающему миру О.Т. Поглазова. Издательство Смоленск Ассоциация XXI век 2014г

3.Современный урок в начальной школе Ю.Воронина Издательство Москва 2013г

4.Моя Вселенная Р.Т.Сотникова Издательство Иркутск 1998г

5.Уроки окружающего мира с применением ИКТ Издательство Планета 2010г

6. Журнал Начальная школа

7. Журнал Пед Совет

8. http://images.yandex.ru










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
« Земля – планета солнечной системы»

Автор: Чернова Марина Николаевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План-конспект урока географии в 5 классе по теме: «Земля – планета Солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(81) "plankonspiekturokaghieoghrafiiv5klassiepotiemieziemliaplanietasolniechnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "281558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549376"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета солнечной системы" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_ziemlia_planieta_solniechnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "398365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488913408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок: "Земля - планета Солнечной системы""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_zemlia_planeta_solnechnoi_sistemy"
    ["file_id"] => string(6) "567509"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608212704"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания на тему "Земля - планета Солнечной системы". "
    ["seo_title"] => string(66) "tiestovyie-zadaniia-na-tiemu-ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "112095"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1408284386"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тест по географии на тему "Земля-планета Солнечной системы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(76) "tiest_po_ghieoghrafii_na_tiemu_ziemlia_planieta_solniechnoi_sistiemy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "349490"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1476554720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства