1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
-Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть некоторые секреты.
-Как я вас назвала?
-Почему, не знаете?
-А кто изучает, планеты Солнечной системы?
На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь)
(Работа с кластером-А кто такие астрономы? ( Астроном - специалист по астрономии).
- Как называется наука, изучающая звездное небо? (Астрономия).
(Астрономия - наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.)
- Чтобы многое узнать и раскрыть секреты. Для этого нам нужны хорошие знания, умения, смекалка, умение наблюдать и анализировать.
-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?
2. Актуализация знаний
-Прочитайте, что написано на карточках. ( планета, системы, Солнечной, -,Земля)
-Вам все понятно? А что нужно сделать?
-Что у нас получилось? (Это тема нашего урока.)
- Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы?
( Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине, скорости вращения и находятся на разном расстоянии от Солнца)
-Давайте начнем составлять « Кластер». Какое главное слово или слова будут главными в кластере? Солнечная система. Запишем, что знаем.( Внизу записываем, что знаем, сверху, то, что узнали)
3. Цели и задачи урока.
-Прочитайте еще раз тему нашего урока.
Сегодня объектом нашего внимания послужит планета – Земля.
-О чём пойдёт сегодня речь?
- Земля- это что? (планета)
-А планета чего? (солнечной системы)
Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, входящую в солнечную систему.
-Какие цели вы перед собой ставите?
(Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, какова её форма, раскрыть её тайны и загадки.)
-Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.( Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы.)
- Сколько планет входит в солнечную систему? Что вы знаете о планетах? ( Сообщения о планетах)
-А как называются пути движения планет? (орбитами)
Стихотворение о планетах.
- Кроме тех планет, которые мы знаем, есть еще и совсем маленькие планеты. Кто знает, как они называются?
-Кроме больших планет, есть и малые планеты, которые движутся в основном между орбитами Марса и Юпитера. Такие планеты называются - астероиды.
- А вы знаете, что в настоящее время Международный астрономический союз сократил количество планет Солнечной системы с девяти до восьми. Плутон считается не классической, а карликовой планетой. Вместе с недавно обнаруженной Ксеной. Ксена – это временное название планеты.Открытая в 2003 году Ксена –Эрида превзошла в размерах Плутон. Её диаметр составляет 2600 километров, в то время как у Плутона он – всего – 2200 километров. Учёные решили исключить Плутон из числа «обычных» планет. Эрида тоже карликовая планета.
-Сколько планет в солнечной системе?
-Как вы думаете на какие две группы можно разделить планеты солнечной системы? По каким признакам?
(Работа в группах)
-Давайте вспомним правила работы в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:
Работаем с учебником стр 67.Разделите планеты на две группы и обоснуйте, почему вы так сделали.
И конечно оцените себя,в оценочных листах.
Проверка.
- Какие планеты относятся к планетам земной группы?
- Какие планеты относятся к планетам - гигантам?
(Проверка по эталону)
В Солнечной системе девять больших планет. Планеты, которые по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы, все они имеют твердую поверхность
Это Меркурий, Венера, Марс и Земля.
Совсем другие планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары.
4. Постановка проблемной ситуации.
- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд «блуждающих светил» - планет, появление наводящих ужас «хвостатых звезд» - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба – все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.
- Давайте поразмышляем: «Возможно ли другое местоположение планеты Земля относительно Солнца?» (Жизнь возможна только в экосфере на расстоянии 150 млн.км от Солнца.) (Экосфера или экологическая сфера; биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду как единое целое.)
-Как образовалась Земля?
5. Объяснение нового материала. Происхождение Земли
Давно, 6-7 млрд лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. Сильные взрывы на Солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды, в том числе и наша Земля. Планета Земля появилась в космическом пространстве около 5 млд.лет назад. Сначала она была раскалённой и безжизненной. Её окутывала пелена горячих газов, солнечные лучи не достигали её поверхности. Со временем Земля охладилась, и водяной пар, который окутывал её, превратился в проливные дожди. Они заполнили впадины на Земле. Так появились древние моря и океаны. Именно в воде зародились первые простейшие живые организмы. На смену им пришли синезелёные водоросли, которые насытили атмосферу Земли кислородом.
Постепенно жизнь перешла на сушу. Земля покрылась могучими лесами из папоротников и хвощей. Появились рыбы, насекомые. Разнообразные птицы, животные, которые напоминали современных лошадей, оленей, слонов и др. В густых тропических лесах обитали отдалённые общие предки человека и человекообразных обезьян.
Леса были богаты растительностью. Древесные обезьяны легко находили в них пищу. Но близился ледниковый период. На планете резко похолодало, исчезли многочисленные леса, многие виды растений и животных. Образовались открытые безлесные пространства. Жизнь на открытых пространствах таила много опасностей. Негде было прятаться от врагов и холода, трудно было находить пищу.
Вымерли не только мамонты, но и огромное количество обезьян и древних людей. Оставшиеся в живых были вынуждены приспосабливаться к суровым условиям жизни.
6. Постановка проблемной ситуации.
Трое животных затеяли спор. Давайте разберёмся, кто из них прав.
1. Наша Земля плоская. Солнце, звёзды и Луна расположены на небесной сфере и вращаются вместе с ней.
2. Земля – шар. Вокруг Земли вращаются звёзды и планеты.
3. Наша Земля – шар. Она вращается вокруг раскалённого Солнца, расположенного далеко от Земли.
(Неверные ответы исчезают.)
- Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? (на Земле много воды)
- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.
-Какая по счёту наша планета от солнца?
( Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера)
- А почему Землю называют «Планета - сад?» (Потому что на ней растут растения)
- И ещё потому, что на Земле есть жизнь.
- А как Земля движется в космосе?
( Она движется вокруг Солнца по данному маршруту.)
7. Физминутка.
8. Древние представления о форме Земли
- Это сейчас даже малыши знают, что наша планета имеет форму шара. Но когда-то для человечества внешний облик земли оставался загадкой. Греки считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант. Египтяне считали, что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.
9. Объяснение нового материала. Доказательства шарообразности Земли (слайд 14- 30)
Человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись, края Земли найти не могли.
Со временем учёные смогли доказать, что Земля имеет форму шара.
У большинства планет есть спутники. Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Это Луна).
У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.
- Что происходило 8 октября с луной.
-Вы сейчас будете работать в парах. Вы будете исследователями. Нужно доказать, что земля круглая. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Карточки вытягивают - 1.При затмении Луны. 2. Мореплаватели.3. В открытом море 4.Люди, проживающие в горной местности.)
Когда будете доказывать, не забывайте, что Земля круглая, имеет форму шара. 1 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы наблюдаете затмение луны.2 пара доказывает, что Земля круглая, вы мореплаватели.3 пара доказывает, что Земля круглая, когда вы находитесь в открытом море.4 пара доказывает, что Земля круглая, если вы живете в горах.
1 доказательство: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно догадаться, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.
2 доказательство предоставили мореплаватели: если плыть всё время на запад, то можно достичь первоначальной точки путешествия.
3 доказательство: в открытом море человек видит только до горизонта. При удалении объект исчезает постепенно.
4 доказательство: люди, проживающие в горной местности, наблюдают, что утром солнечные лучи сначала озаряют вершины гор, хотя самого солнца ещё не видно.
- Предоставьте свои доказательства.
- Оцените свою работу в парах.
10. Первоначальное закрепление «Знатоки планеты Земля».полученных знаний.
- А теперь проведем тест « Знатоки планеты Земля».
- Проверяем себя по эталону и оцениваем.
11. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного.
- Какую цель ставили? Достигли цели? (Сегодня нам предстоит изучить нашу планету, узнать, каковы её форма, раскрыть её тайны и загадки.) При рефлексии не забывайте использовать кластер.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- Я похвалил бы себя…
- Особенно мне понравилось…
- После урока мне захотелось…
- Я мечтаю о …
- Было интересно…
- Было трудно…
- Меня удивило…
- Спасибо, всем за урок!
13.Оценивание.