Использование метода индукции – чтение стихотворения:
Послушайте отрывок из стихотворения и, отгадайте о каком времени года идет в нем речь?
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки – кружева,
Первые проталины, первая трава. (Весна)
Учитель:
Вопрос: Что помогло вам узнать это время года?
Назовите весенние месяцы.
Задание: используя свои наблюдения, расскажите по плану об изменениях в неживой природе.
План.
1. Солнце …
2. Небо …..
3. Осадки …
4. Температура …
5. Земля ….
( видеосюжет – если есть – о весне)
Задание:
- расшифруйте слово и вы узнаете тему урока.
( карточки с числами прикреплены на доску)
8 , 10, 3, 16, 20, 15, 29, 6
ЖИВОТНЫЕ.
(ключ: порядковые номера букв алфавита).
2. Сообщение темы урока:
- Итак, тема нашего урока:
«Жизнь животных весной» (запись на доске).
- Работать мы сегодня будем по плану:
План:
Пробуждение.
Добыча пищи.
Изменение окраски. Линька.
Половодье.
Новые заботы.
Учитель:
Ребята, скажите, вы любите путешествовать?
( ответы уч – ся)
- А сегодня хотите попутешествовать?
- Приготовьтесь. Отправляемся к лесным жителям в гости и посмотрим, как они весну встречают (звучит мелодия).
3.Релаксация.
Закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Мы тихо и незаметно идем в самую гущу леса, дере-вья, и они стучат веточками, как будто приветствуют вас. Мы идем по тропинке, она специально выложена для нас. Снег еще лежит. Кое – где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы сделаем остановку. Открой-те, глаза.
Чтение стихотворения «Медведь проснулся».
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сне!
Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла весна!
Вопрос:- каким вам показался медведь в этом стихотво-рении?
- в конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека.
Сценка «Медведь и ворона».
Не успел медведь оглядеться, как навстречу ему ворона.
- Что, косолапый, весну встречаешь? (медведь рычит)
- А что ты делаешь?
- Я – то? Я – ем.
- И долго ты есть будешь?
- Да весь день.
- И ночью?
- И ночью тоже ем.
- А утром?
- И утром тоже ем.
- А вечером?
- И вечером тоже ем.
- А когда же ты сытым бываешь?
- Никогда, никогда – я голодный всегда.
Задание:
- Да, корма в лесу мало, Не только для медведей, но и для всех зверей. Именно поэтому весна – трудное для них время года.
Вопрос:
- А почему же так происходит?
- Да, закончились припасы, собранные разными животными осенью. За зиму всё съели, и к весне лес опустел. Поэтому только кажется, что лес неисчерпаемая кладовая.
- Чем же питаются животные весной?
4.Работа в группах.
Задание:
Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос. Чем же животные питаются весной?
1 группа. О медведях.
2 группа. О ежах.
3 группа. О белке.
4 группа. О зайце.
Д/ И «Для кого весна приготовила это угощение».
(Орехи, веточка, грибы, желуди, ягоды)
- У всех животных весной происходит линька.
Вопрос:
- Что такое линька? (смена зимней шерсти у животных на летнюю).
- Ребята, а кто знает, у кого их животных меняется даже окраска шерсти?
Загадка:
Зимой белый,
А летом серый? (заяц)
Меняет свой цвет шерсти и белка.
Учитель:
Солнце все сильнее пригревает.
Снег все больше тает, тает. Речка из берегов вышла
Появились сосульки на крышах.
Деревья весенней водой заливает
Но островки сухой земли оставляет.
На этих островках звери спасаются:
Например – лиса и заяц!
- Послушайте, вот какая история произошла на одном из островков.
Сценка «Лиса и заяц»
Застряли в половодье на островке заяц и лиса, а ворона это увидела и стала наблюдать.
Заяц : Впереди вода, позади лиса. Вот положение.
Лиса: Ну, что ты, заяц, у воды крутишься? Иди ко мне на сухое место. Потонешь ведь.
Ворона: - Интересно, интересно. Лиса и заяц на одном острове. Что из этого выйдет?
Заяц: – Помню до наводнения, я очень любил ивовые ветки обгладывать.
Лиса: - А по мне, нет ничего слаще мышей – полевок.
Ворона: - Ага, начинается.
Лиса: - Не поверишь зайка, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала.
Ворона: - Ага, нет здесь вкусных мышек. Придется тебе, лиса, зайца есть.
Заяц: - Ну что за птица. Нигде от нее покоя нет – ни в лесу, ни в воде.
Ворона: - Где это видано, чтобы лиса с зайцем ужилась? Заяц, толкни ее в воду.
Заяц: - Нет, я сказал. Вредная птица, погубить нас хочет. Ведь нарочно друг на друга науськивает.
Лиса: - Ну, её, слушай, давай кого – нибудь, позовем на помощь?
Заяц: - А, может, махнем на все лапой и пригнем в воду.
Лиса: - А, может, дождемся, пока вода спадет.
- Так они и порешили. А ворона улетела ни с чем.
Просмотр видеосюжета (о половодье) или иллюстраций.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о том, как животные спасают-ся во время половодья? Что интересного вы увидели из сюжета, из иллюстраций?
Учитель:
Спадет весенняя вода. Распустятся цветы. И у зве-рей, спасшихся от половодья, появляются новые заботы. Веселое время в лесу, что ни день, то день рождения.
Вопрос: А вы любите день рождение? (ответы детей)
- А как вы думаете для маленьких зверят, которые появляются весной на свет – день рождения – это весело, хорошо?
- А как вы понимаете выражение «выводят потом-ство»? ( значит, у животных рождаются детеныши)
Д / и «Кто у кого?
На доске запись.
Задание: сопоставьте зверей и их детенышей, проведя соединительную стрелку)
Ежиха зайчата
Лисица волчата
Лосиха лисята
Зайчиха телята
Волчица бельчата
Белка ежата
СПЗ: Вы подготовили сообщения, расскажите о тех животных, которых вы выбрали.
Социализация:- Ребята, а вы знаете, что еж и медведь впадают в спячку и кормят своих детенышей молоком. А вы знаете, почему мать – зайчиха убегает от своего зай-чонка? (убегает, чтобы лиса не обнаружила зайчонка).
А, зайчонок выживает, благодаря своей теплой шубке. Молоко у мамы очень питательное и зайчата наедаются на несколько дней и легко переносят голод)
Вопрос:- А чем питаются зайчата, когда подрас-тут?
Учитель читает текст «Звери - няньки»
Малыши – зверята очень любопытные, любят играть и шалить. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек – своих прошлогодних детей.
В медвежьей семье такую няньку называют Песту-ном. У волков нянька переярок (молодой волк). Своих дете-нышей у него еще нет, и всю заботу и любовь он отдает младшим братьям. Вместе с родителями ловит для них добычу, охраняет волчат от врагов, развлекает их, участ-вует в играх. Так заботятся о малышах и слоны, моржи, зубры, пингвины.
- Вот и подходит конец весны. Светлый, зеленый май. Май – пора быстрых перемен. Май – пора звонких птичьих песен. Май – пора всеобщего веселья и ликования. Только звери тихо – тихо сидят. У них забот полон рот, горячая пора. Им нужно детишек кормить и оберегать.
Итог.
- Ребята, скажите, почему ранняя весна – трудное время для зверей? Как звери заботятся о своем потомстве? Чему мы можем научиться у зверей?
Что вам понравилось на уроке больше всего? Почему?