План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Жизнь пресного водоема
Тип урока: урок-сообщение новых знаний.
Вид урока: урок – создание проекта.
Тема раздела: Родной край - часть большой страны.
Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
Задачи урока:
образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями
между растительным и животным миром пресных водоёмов;
развивающая: развивать познавательный интерес учащихся;
воспитательная: воспитывать любовь к природе;
Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по
карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для
контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная работа, самостоятельная
работа.
Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения,
личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод
малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной
деятельности.
Оборудование для учителя: индивидуальные карточки, проектор, компьютер,
презентация
Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, карточки, тесты, Атлас –определитель «От земли до неба»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.
У вас на столах лежит тест, ответьте на его вопросы.
Тест
1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:
а.орешник
б.колокольчик
в.лисохвост.
2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:
а. деревьях
б.кустарниках
в.земле
3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:
А. жук- навозник
Б. жук – могильщик
В. Жук – олень
4. Почему кроты любят жить в лугах:
А. удобно рыть норы
Б. в почве много червей
В. нет врагов
5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав
А. от центра луга к краям
Б. от края луга к центру
В. Разницы нет
Поменялись работой с соседом и проверили тест. (взаимопроверка) Слайд 2
А теперь мы отгадаем кроссворд и вспомним растения и животных луга. Слайд 3
Вопросы к кроссворду:
1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
8. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках.
9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное
Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Почему нельзя поджигать старую траву?
НОВАЯ ТЕМА Слайд 4
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.
Где мы только что побывали? Конечно же на реке…
– Скажите, к какому природному сообществу относится река? ( это водоём)
- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). Слайд 5
– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны) – Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы) - Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)
- А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным? Слайд 6
– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры. – Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма.
Мы уже изучили природные сообщества леса, луга.
Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, узнать как охранять водоёмы).
Вывод:
Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа .
А сейчас отправимся в гости к водоему. (Слайд7 озеро)
- Как вы думаете , Какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)
- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).
- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?
-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему?
-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".
Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем это природное сообщество»
А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.
Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.
1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.
2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.
3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.
Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.
Задания 1 группы:
1 задание Дополни ( учебник стр. 178-179):
Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________.
Учитель: Как же приспособились растения к жизни в водоеме?
2 задание. По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист,рогоз,рдест)
(атлас стр.70-75)
Что вам известно о этих растениях?
3 задание : Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)
1.
2.
3.
Какова роль растений в водоеме?
-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?
-Какие растения запомнили?
-Какие самые красивые растения водоемов?
ФИЗМИНУТКА
2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.
Задания группы 2 :
1задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)
1 -
2-
3 -
4-
Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. Запишите на лист ответа.
Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.
2 задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191)
Что вам известно о этих животных.
Молодцы , хорошо справились с заданием. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают?
3. задание . Дополните (учебник стр.182-183)
В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, _____________________________________________________________________
Когда растения и животные умирают, _________________________________________.
Здесь под действием бактерий________________________________________________
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания. (Задание группы 3)
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?
(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)
Самостоятельная работа
Открываем тетрадь стр.85 №7
Итог урока:
Итак, ребята, мы с вами сделали проект по теме «Природное сообщество пресный водоем и выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.