kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь водоёма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ыввмпап суакп счыма чсвиа свма. вымасв вмаи вмаи чмсвм. вмаипа всмаи чвмави.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь водоёма"»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Жизнь пресного водоема

Тип урока: урок-сообщение новых знаний.

Вид урока: урок – создание проекта.

Тема раздела: Родной край - часть большой страны.

Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями

между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая: развивать познавательный интерес учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по

карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для

контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная работа, самостоятельная

работа.

Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения,

личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод

малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной

деятельности.

Оборудование для учителя: индивидуальные карточки, проектор, компьютер,

презентация

Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, карточки, тесты, Атлас –определитель «От земли до неба»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.

У вас на столах лежит тест, ответьте на его вопросы.

Тест

1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а.орешник

б.колокольчик

в.лисохвост.

2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а. деревьях

б.кустарниках

в.земле

3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

А. жук- навозник

Б. жук – могильщик

В. Жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

А. удобно рыть норы

Б. в почве много червей

В. нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав

А. от центра луга к краям

Б. от края луга к центру

В. Разницы нет



Поменялись работой с соседом и проверили тест. (взаимопроверка) Слайд 2





А теперь мы отгадаем кроссворд и вспомним растения и животных луга. Слайд 3

Вопросы к кроссворду:

1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.

2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.

3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.

4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».

5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.

6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.

7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

8. Бегает среди камней,

    Не угонишься за ней.

    Ухватил за хвост, но – ах! –

    Удрала, а хвост в руках.

9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.

10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.

11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.

12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное



Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Почему нельзя поджигать старую траву?



НОВАЯ ТЕМА Слайд 4

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот –

Он никуда не поплывет.



Где мы только что побывали? Конечно же на реке…

– Скажите, к какому природному сообществу относится река? ( это водоём)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). Слайд 5

– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
- Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)

- А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным? Слайд 6


– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма.

Мы уже изучили природные сообщества леса, луга.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на уроке? Что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, узнать как охранять водоёмы).

Вывод:

Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа .



А сейчас отправимся в гости к водоему. (Слайд7 озеро)

- Как вы думаете , Какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)

- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).

- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?


-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему?

-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.


Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".

Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем это природное сообщество»

А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.

3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.


Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.




Задания 1 группы:


1 задание Дополни ( учебник стр. 178-179):


Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________.


Учитель: Как же приспособились растения к жизни в водоеме?

2 задание. По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист,рогоз,рдест)

(атлас стр.70-75)

Что вам известно о этих растениях?



3 задание : Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)


1.

2.

3.


Какова роль растений в водоеме?



-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.



- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?



ФИЗМИНУТКА



2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.


Задания группы 2 :

1задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)

1 -

2-

3 -

4-


Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. Запишите на лист ответа.


Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.


2 задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191)

Что вам известно о этих животных.


Молодцы , хорошо справились с заданием. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают?


3. задание . Дополните (учебник стр.182-183)

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, _____________________________________________________________________


Когда растения и животные умирают, _________________________________________.

Здесь под действием бактерий________________________________________________

__________________________________________________________________________

Из них образуются _________________________________. Эти________________

Растворяются _______________, и тогда _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ .





-Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.


-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)


- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?




-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания. (Задание группы 3)

3 задание Составьте цепи питания: Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра



(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)


-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)





Задания группы 3:


1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы?

2 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема?

3 задание: составьте цепи питания. Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра



-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?


(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)


Самостоятельная работа


Открываем тетрадь стр.85 №7


Итог урока:

Итак, ребята, мы с вами сделали проект по теме «Природное сообщество пресный водоем и выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.


Д/задание: тетр с. 84№5,6


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Жизнь водоёма"

Автор: Ломовцева Наталья Ивановна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоёма". "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "221398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435248182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Жизнь пресного водоёма "
    ["seo_title"] => string(25) "zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "242200"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445419895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434640237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тест к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Жизнь пресного водоёма""
    ["seo_title"] => string(74) "test_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_4_klass_po_teme_zhizn_presnogo_vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "645414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1707526060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства