kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь водоёма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ыввмпап суакп счыма чсвиа свма. вымасв вмаи вмаи чмсвм. вмаипа всмаи чвмави.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь водоёма"»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Жизнь пресного водоема

Тип урока: урок-сообщение новых знаний.

Вид урока: урок – создание проекта.

Тема раздела: Родной край - часть большой страны.

Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями

между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая: развивать познавательный интерес учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по

карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для

контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная работа, самостоятельная

работа.

Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения,

личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод

малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной

деятельности.

Оборудование для учителя: индивидуальные карточки, проектор, компьютер,

презентация

Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, карточки, тесты, Атлас –определитель «От земли до неба»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.

У вас на столах лежит тест, ответьте на его вопросы.

Тест

1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а.орешник

б.колокольчик

в.лисохвост.

2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а. деревьях

б.кустарниках

в.земле

3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

А. жук- навозник

Б. жук – могильщик

В. Жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

А. удобно рыть норы

Б. в почве много червей

В. нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав

А. от центра луга к краям

Б. от края луга к центру

В. Разницы нет



Поменялись работой с соседом и проверили тест. (взаимопроверка) Слайд 2





А теперь мы отгадаем кроссворд и вспомним растения и животных луга. Слайд 3

Вопросы к кроссворду:

1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.

2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.

3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.

4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».

5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.

6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.

7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

8. Бегает среди камней,

    Не угонишься за ней.

    Ухватил за хвост, но – ах! –

    Удрала, а хвост в руках.

9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.

10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.

11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.

12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное



Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Почему нельзя поджигать старую траву?



НОВАЯ ТЕМА Слайд 4

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот –

Он никуда не поплывет.



Где мы только что побывали? Конечно же на реке…

– Скажите, к какому природному сообществу относится река? ( это водоём)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). Слайд 5

– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
- Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)

- А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным? Слайд 6


– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма.

Мы уже изучили природные сообщества леса, луга.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на уроке? Что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, узнать как охранять водоёмы).

Вывод:

Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа .



А сейчас отправимся в гости к водоему. (Слайд7 озеро)

- Как вы думаете , Какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)

- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).

- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?


-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему?

-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.


Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".

Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем это природное сообщество»

А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.

Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.

3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.


Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.




Задания 1 группы:


1 задание Дополни ( учебник стр. 178-179):


Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________.


Учитель: Как же приспособились растения к жизни в водоеме?

2 задание. По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист,рогоз,рдест)

(атлас стр.70-75)

Что вам известно о этих растениях?



3 задание : Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)


1.

2.

3.


Какова роль растений в водоеме?



-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.



- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?



ФИЗМИНУТКА



2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.


Задания группы 2 :

1задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)

1 -

2-

3 -

4-


Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. Запишите на лист ответа.


Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.


2 задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191)

Что вам известно о этих животных.


Молодцы , хорошо справились с заданием. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают?


3. задание . Дополните (учебник стр.182-183)

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, _____________________________________________________________________


Когда растения и животные умирают, _________________________________________.

Здесь под действием бактерий________________________________________________

__________________________________________________________________________

Из них образуются _________________________________. Эти________________

Растворяются _______________, и тогда _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ .





-Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.


-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)


- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?




-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания. (Задание группы 3)

3 задание Составьте цепи питания: Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра



(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)


-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)





Задания группы 3:


1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы?

2 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема?

3 задание: составьте цепи питания. Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски - ондатра



-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?


(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)


Самостоятельная работа


Открываем тетрадь стр.85 №7


Итог урока:

Итак, ребята, мы с вами сделали проект по теме «Природное сообщество пресный водоем и выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.


Д/задание: тетр с. 84№5,6


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Жизнь водоёма"

Автор: Ломовцева Наталья Ивановна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоёма". "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "221398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435248182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Жизнь пресного водоёма "
    ["seo_title"] => string(25) "zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "242200"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445419895"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434640237"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тест к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Жизнь пресного водоёма""
    ["seo_title"] => string(74) "test_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_4_klass_po_teme_zhizn_presnogo_vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "645414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1707526060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства