kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя задачи: Задача о лягушках.

Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45 Калининград, учитель начальных классов.

Метапредметная область или предмет: окружающий мир

Класс: 4, общеобразовательный

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Профиль: гуманитарный.

Уровень: продвинутый.

Текст задачи: Из-за чего может произойти исчезновение лягушек и как это повлияет на комаров и цапель?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники.

(полные библиографические описания)

Книги:

  • Пашкевич В.Ю., Юдин В.С. Водные растения и жизнь животных. Новосибирск: Книжица,1997.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. кл. М: Просвещение 1998
  • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для учащихся нач. кл. М.:Просвещение,2007.
  • Энциклопедия для детей. Биология.5изд., М.: Мир энциклопедий Аванта+.,2007.

Web-сайты:

http://priroda.dow.ru/text/2200.htm

Культурный образец

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. кл.-4-е изд.-М: Просвещение, 1998.

Трудно даже понять, почему лягушки ещё живут на земле. Конечно, в современном мире мало найдётся животных, которым жилось бы хорошо: человек всех притесняет, и если кого-то любит, то необязательно бережёт.

Лягушачьи лапки с давних пор считались в некоторых странах изысканным кушаньем. И сейчас лягушачье мясо стоит там гораздо дороже лучших сортов рыбы. Посетители дорогих ресторанов не жалеют денег на необычное блюдо. Только в Италии каждый год съедают около 15 миллионов лягушек! Своих лягушек в большинстве стран Западной Европы осталось немного. Поэтому их привозят из-за границы. Особенно много лягушек продаёт Индия. Общий вес несчастных животных составляет 5 тысяч тонн в год. Причём многие ловцы, чтобы облегчить себе труды, отрывают лапки прямо на месте – у живых лягушек!

Нельзя не вспомнить ещё об одной лягушачьей беде. Они стали очень удобными и даже незаменимыми животными для проведения различных опытов. С их совсем недобровольной помощью учёные, особенно медики, сделали немало важных открытий. В благодарность за это лягушкам поставлены два памятника – Париже и Токио.

Что ж, благодарные учёные поставили лягушкам памятники. Но есть ли благодарность к этим беззащитным существам в душе у каждого из нас? Ведь погибли они ради нашего с вами здоровья.

А как часто ребята губят лягушек! Швыряют в них камни, мучают маленьких слабых животных, неспособных постоять за себя. Разве можно?

Прибавим ко всему этому гибель лягушек на автомобильных дорогах. Они попадают под колёса машин, когда весной отправляются для размножения в водоёмы, расположенные далеко от мест зимовок. В некоторых странах для спасения лягушек устраивают вдоль дорог специальные «ловчие заборчики», возле которых на некотором расстоянии одно от другого закапывают пластиковые вёдра, и люди потом переносят   их через дорогу. Запланировано также сооружение подземных переходов для земноводных. Но всё это пока в других странах.

Даже хрустнувший под колёсами жук – укор человеку. И это верно. На нас, людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что доверчиво окружает нас на земле. Лягушки должны жить, потому что мы сильнее их.

Но они должны жить и потому, что в цепях природы, где всё связано одно с другим, у них своё очень важное место. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счёт.

Хотя бы вот такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. После зимовки она появляется в конце апреля, а уходит на зимовку в конце сентября, следовательно, пропитание добывает себе в течение пяти месяцев. За это время она съест больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым она не допускает, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Лягушки – хранители равновесия в природе. Но равновесие в природе зависит не только от того, кого и в каком количестве они поедают. Оно зависит и от того, в каком количестве поедают самих лягушек. А поедают их аисты, цапли, чайки, хищные птицы, барсуки, выдры, норки, енотовидные собаки и многие другие птицы и звери, а также хищные рыбы. Жизнь  всех этих животных во многом зависит от лягушек.

Представь себе природную цепочку: комары – лягушки – цапли. Попробуй мысленно её разорвать: вообрази. что исчезли лягушки. О, как безудержно стали размножаться комары! А цапли? Их становится всё меньше и меньше. Нет, природные цепи рвать нельзя!

А люди рвут. И не только тогда, когда просто вылавливают лягушек. Даже однократная обработка лесов ядохимикатами снижает численность в 2-3 раза. А как же опрыскивание ядохимикатами полей и садов? А как же загрязнение водоёмов бытовыми и промышленными отходами? А осушение болот, обмеление и высыхание озёр и малых рек?

Но будем надеятся, что со временем с этими бедами люди справятся.

К тому же есть уже первые  успешные опыты искусственного разведения лягушек. И когда- нибудь, возможно скоро, появятся настоящие лягушачьи хозяйства, откуда квакушек будут отправлять и за границу, и в научные институты. И. в речку, что протекает по соседству.

Методический комментарий

Для решения данной задачи учащиеся должны выявить причины сокращения данного вида животных, установить их роль в экологическом равновесии и цепи питания.

Слова «лягушка», «комар», «цапля» являются ключевыми для решения данной задачи. С их помощью можно отыскать необходимую информацию и, проанализировав её, сделать вывод о том, как люди могут нарушать экологическое равновесие. В результате решения задачи у учащихся формируются не только знания о природном сообществе, но и потребности в его охране.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства