Просмотр содержимого документа
«Жизнь пресного водоёма »
Урок окружающего мира.
УМК «Школа России»
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Жизнь пресного водоёма
Цель: сформировать у учащихся представления о жизни пресного водоёма.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: – строить рассуждения.
извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
строить рассуждения; обобщать.
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
задавать вопросы.
Предметные:
-знать представителей животного и растительного мира пресного водоёма.
- исследовать материал о жизни бобров-« короля грызунов».
- формировать бережное отношение к природе,
- узнать как охранять водоёмы и для чего нужно их охранять?
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
2.Актуализация знаний.
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.
Где мы только что побывали?
Конечно же, на реке…
– Скажите, к какому природному сообществу относится река?( это водоём)
-Скажите, какие бывают водоёмы? (Искусственные и естественные) – Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны) – Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы) Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.) – Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры. – Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма. Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, , узнать как охранять водоёмы).
Вывод:
Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа .
– Давайте составим план работы .План записывается на доске.
3.Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа ботаники. Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.
2 группа зоологи. Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.
3 группа исследователи Участники расскажут нам о чудесах «короля грызунов». Эта группа узнает всё самое интересное о бобрах,
4 группа экологи. Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации
Слаженность работы группы
Презентация выступления
Итого
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
Кейсы.
Кейс №1
Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр192-194.
Кубышка жёлтая – еёкрасивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.
Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.
Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 2.Издательство «Просвещение», Москва2012. Стр195-196
.
Выдра – небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно-бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра – ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.
Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.
Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
Плавунец окаймлённый – достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло-жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками
Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25-35 см; масса – 20-25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена
Источник №2 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 211-212
Источник №3 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 213-214
Источник №4 Плешаков А.А.Зелёные страницы. М.»Просвещение», 1994 г.,стр. 215 -217
Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь реки, озёра от загрязнения, сточные воды фабрики заводов пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Как могут дети принять участие в охране воды? Это совсем несложно! Нужно не загрязнять водоёмы, где мы отдыхаем, напоминать об этом взрослым, экономить чистую воду в домах. Каждый человек должен беречь воду!
Почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Каждый день люди выпивают несколько литров воды, которая содержится в пище и напитках. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. Наиболее очевидно загрязнение водоёмов действует на водных обитателей, многие их виды не переносят даже малых доз химических веществ. С рыбой, которая выловлена в таком водоеме, эти вредные вещества оказываются в организме человека Уже сейчас много стран столкнулось с проблемой дефицита качественной пресной воды. Если люди не будут заботиться о сохранении источников с чистой водой, то эта проблема с каждым годом будет обостряться. Охранять водоемы – это то же самое, что оберегать жизнь на Земле, заботиться о красоте мира, где живут не только люди, но и много других живых существ.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы участникам.
Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это сообщество – водоём? Как к нему нужно относиться?
.5. Домашнее задание
группа .Составить памятку «Как вести себя у водоёма»,
группа. Приготовить сообщения о растениях или животных водоёмов нашего края. .
группа. Нарисовать в группах экологический знак охраны воды от загрязнения.
6.Рефлексия.
Закончить урок я хочу такими словами:
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.
О какой планете идёт речь? О нашей планете- Земля… Почему мы должны охранять природу, наши водоёмы?
Покажите смайлики. Синий цвет- у меня всё получилось, я доволен своей работой на уроке, жёлтый – у меня были затруднения в работе, красный- я не справился с заданиями.