8
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Цели и задачи урока:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
5. Планируемые результаты.
Школьники должны:
- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
Основное понятие: «природное сообщество».
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы
- Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем поднимая руки. Друг-друга не перебиваем. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.
Представьте, что вы находитесь на природе и вам хорошо и комфортно.
- Какие звуки вы услышали ? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?
- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)
- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)
- Что обозначает слово «сообщество»? (Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели)
2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)
- Выполните задание:
Составьте цепи питания с каждым из этих животных.
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед)
-Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»?
(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)
3.Постановка цели урока.
- Отгадайте загадку:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И жёлт, и синь, и ал.
(Это луг.)
- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 1
- Какие цели поставим перед собой?
(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)
- Составим план работы с новой темой
1. Что такое луг?.
2. Растения луга
3. Животные луга
4. Роль человека в жизни луга.
4.Открытие нового знания.
- Что изображено на слайде? (Слайд 1)
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?
(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)
Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?
(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)
- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.
- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)
(На лугу растут только травянистые растения.)
- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
- Какие растения растут на лугу?
На лугу, цветов – не счесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!
(Дети перечисляют.)
Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)
(Работа в парах. Проверка.)
- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей.)
-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]
(На слайде 4 картинки появляются по щелчку)
-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)
(Их разносит ветер.)
-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?
(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)
- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.
Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.
- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)
Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.
- Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.
-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.(Слайд 8)
- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.
Сообщения учащихся
Лекарственные растения
Ромашка (Арина) , зверобой (Розалия).
Ядовитые растения. (Раиль)
Самое опасное из них – вех. Вех достаточно крупное растение от 50 до 120 сантиметров. Чаще всего вех можно встретить близ пресных водоемов, предпочитает влажные места. В нем ядовито абсолютно всё и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.
Лютик
Лютик селится по берегам мелких, заболоченных водоемов, и тянется нежными лепестками к теплому солнцу. Лютик прозван так , за «лютый» ядовитый сок, разъедающий кожу. Однако привлекательный вид растения во все времена побуждал сельских юношей собирать его в букеты и дарить любимым девушкам.
Физкультминутка
-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.
Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?
(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)
-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.
Работа в группах
(Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.
1 группа
- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?
(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)
2 группа
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.
(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)
3 группа
- Как вы думаете, на лугу живут хищники?
(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)
4 группа
- Чем питаются животные на лугу?
(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).
Пчелы пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения. Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.
На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)
-Послушайте голоса этих птиц.
Сообщение (Артур).
Просмотр видеофильма. Видеофильм «Жизнь луга».
Работа по учебнику стр 174 луга и человек прочитать самостоятельно.
6.Первичное закрепление материала.
7.Самостоятельное применение знаний.
-А теперь закрепим полученные знания.
Работа в тетради (стр.10-11)
- Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.
-Проверьте себя. (Слайд 18)
- Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.
Проверь себя. (Слайд 19)
- Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)
(Они дают животным пищу, укрытие.)
- Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)
(Животные опыляют растения, разносят их семена.)
-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.
- Какой вы можете сделать вывод?
(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)
-Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)
(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)
Задание 2 в учебнике на стр174 -175
Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?
(Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)
Сформулируем правила поведения на лугу.
(Коллективная работа)
9.Рефлексия деятельности на уроке.
-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?
(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)
- Что для вас было новой информацией?
- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение?
(Ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)
(Приложение 3.)
10.Домашнее задание.
1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.
2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».
Список использованной литературы.
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012
Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010.