kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь луга" конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме "Жизнь луга". Программа "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«жизнь луга»

8


Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

Школьники должны:

- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

Основное понятие: «природное сообщество».

Межпредметные связи:   взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

- Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем поднимая руки. Друг-друга не перебиваем. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.

Представьте, что вы находитесь на природе и вам хорошо и комфортно.

- Какие звуки вы услышали ? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?

- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)

- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

- Что обозначает слово «сообщество»? (Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели)

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

- Выполните задание:

Составьте цепи питания с каждым из этих животных.

Работа в группах.  Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед) 

-Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»?

(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)

3.Постановка цели урока.

- Отгадайте загадку:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал.

(Это луг.)

- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 1

- Какие цели поставим перед собой?

(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

- Составим план работы с новой темой

1. Что такое луг?.

2. Растения луга

3. Животные луга

4. Роль человека в жизни луга.

4.Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?

(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)

- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)

(На лугу растут только травянистые растения.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

- Какие растения растут на лугу?

На лугу, цветов – не счесть!

Васильки, ромашки есть,

Цвета зорьки алой,

В маках покрывало.

Колокольчик голубой,

Всем качает головой,

Милая букашка,

Села на ромашку.

Рады бабочки, шмели,

Что цветочки расцвели!

(Дети перечисляют.)

Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)

(Работа в парах. Проверка.)

- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей.)

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]

а слайде 4 картинки появляются по щелчку)

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)

(Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.

Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.

- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)

Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.

- Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.

-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.(Слайд 8)

- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.

Сообщения учащихся

Лекарственные растения

Ромашка (Арина) , зверобой (Розалия).

Ядовитые растения. (Раиль)

Самое опасное из них – вех. Вех достаточно крупное растение от 50 до 120 сантиметров. Чаще всего вех можно встретить близ пресных водоемов, предпочитает влажные места. В нем ядовито абсолютно всё и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.

Лютик

Лютик селится по берегам мелких, заболоченных водоемов, и тянется нежными лепестками к теплому солнцу. Лютик прозван так , за «лютый» ядовитый сок, разъедающий кожу. Однако привлекательный вид растения во все времена побуждал сельских юношей собирать его в букеты и дарить любимым девушкам.

Физкультминутка

-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей. 

Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.

Работа в группах

(Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.

1 группа

- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?

(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)

2 группа

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.

(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)

3 группа

- Как вы думаете, на лугу живут хищники?

(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)

4 группа

- Чем питаются животные на лугу?

(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).

Пчелы пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения. Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.

На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)

-Послушайте голоса этих птиц.

Сообщение (Артур).

Просмотр видеофильма. Видеофильм «Жизнь луга».

Работа по учебнику стр 174 луга и человек прочитать самостоятельно.

6.Первичное закрепление  материала.

7.Самостоятельное применение знаний.

-А теперь закрепим полученные знания.

Работа в тетради (стр.10-11)

- Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.

-Проверьте себя. (Слайд 18)

- Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.

Проверь себя. (Слайд 19)

- Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)

(Они дают животным пищу, укрытие.)

- Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)

(Животные опыляют растения, разносят их семена.)

-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.

- Какой вы можете сделать вывод?

(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)

-Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)

(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)

Задание 2 в учебнике на стр174 -175

Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?

(Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)

Сформулируем правила поведения на лугу. 

(Коллективная работа)

9.Рефлексия деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)

(Приложение 3.)

10.Домашнее задание.

1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.

2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».

Список использованной литературы.

  1. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008.

  2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012

  3. Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010. 



Просмотр содержимого презентации
«ЛУГ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВАЯ»

Луг – природное сообщество

Луг – природное сообщество

Субальпийские луга

Субальпийские луга

Цветущие травы

Цветущие травы

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная

Зверобой

Зверобой

Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте насекомых. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Человек! Ты царь природы!  О тебе веду я речь.  Помоги траве родиться,  Белкам – жить, а речкам – течь.  Ты на свете самый главный,  Значит должен всех беречь!

Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву

Не рвите охапками цветы.

Не уничтожайте насекомых.

Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга.

Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Жизнь луга" конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Автор: Баймухаметова Райля Ринатовна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира на тему "Домашние животные, их значение в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemudomashniiezhivotnyieikhznachieniievzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира "Начало истории человечества"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_nachalo_istorii_chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "377954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484127712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект интегрированного урока окружающий мир – технология  «В мире живой природы: луг.    Мозаика из кусочков бумаги «Бабочка» "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-okruzhaiushchii-mir-tiekhnologhiia-v-mirie-zhivoi-prirody-lugh-mozaika-iz-kusochkov-bumaghi-babochka"
    ["file_id"] => string(6) "200379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428825627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410468317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства