kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь луга. Луг- природное сообщество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о луге как о природном сообществе. Ввести понятие "луг", компоненты луга ( растения, животные).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь луга. Луг- природное сообщество.»

Тема: Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Класс: 4

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:-Актуализировать знания о природных сообществах (лес).

-Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).

-Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Планируемые результаты:

        Предметные:

- знать, что такое луг;

- знать и называть компоненты луга;

- отличать луг от других сообществ;

- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: работа с информацией.

Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.

Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.

Коммуникативные: работа в парах.

Оборудование: гербарий, карточки, телевизор, видеозарисовка с описанием луга. (Васильев «Мокрый луг»), магнитофон, компьютерная презентация


Ход урока.


I. Организационный момент.

–Посмотрите в окно. Какое время года наступило? Зимой природа отдыхает, спит, ждет пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.

И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее хорошо изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место, вы узнаете, выполнив задания.

II. Проверка домашнего задания.

Ответив верно на вопросы теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.

1.Тесты у каждого ученика.

1) Самый верхний ярус образован…

с) деревьями

т) травами;

у) кустарником.

2) Средний ярус

м) мхи и лишайники

н) дубы, березы, клены;

о) боярышник, малина, орешник.

3) На дереве обитают …

о) дятлы, клесты;

п) кроты, землеройки;

р) волки, землеройки.

4) Грибы необходимы …

а) для красоты;

б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.

5) Жуки – короеды приносят лесному хозяйству …

ш) пользу;

щ) вред.

6) Лесная подстилка …

е) помогает состоянию почвы;

ж) вредит состоянию почвы.

7) Бурый медведь – животное …

р) травоядное;

с) хищное.

8) Плоды всех растений употребляют в пищу.

с) да:

т) нет.

9) В лесу много подроста. Это …

б) плохо;

в) хорошо.

10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.

о) не могут;

п) могут.

2. Поясните, как ответили?

Жуки – короеды лесному хозяйству …

(вредят). Почему?

Лесная подстилка почве…

(помогает) Почему?

3. На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?

4. Что такое сообщество? Природное сообщество?

(Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).

5. Какие вы знаете сообщества?

III. Сообщение темы и целей урока.

1. На территории какого сообщества мы побываем, вы узнаете, отгадав мини-кроссворд.


(На доске).


По горизонтали.

1) Самый низкий ярус в лесу составляют эти растения. Они могут поселяться на стволах деревьев. ( лишайники)

2) Гриб, который ядовит для человека, но служит лекарством для лосей.

( мухомор)

3) Именно этим словом называют хвойные леса Сибири. ( тайга)

- Что объединяет слова, которые получились по горизонтали?

-Какое слово спряталось по вертикали?

2. Мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет луг для человека.

IV. Новая тема. а/ Растения луга.

1) Слайд № 2. «Луг – природное сообщество».

-Обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира. Со многими представителями мы познакомимся сегодня на уроке.

2) Слайд № 3. Изображение луга.

Чтение стихотворения Г. Лагздыня. «Что растет?»

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер- кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка

Колокольчик,

Хвощ - как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики- вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых и пушистых,

Разноцветных и душистых!


-Что растет на лугу?

-Чем похожи растения?

-Каким описывается луг? Какие определения взял автор? Травки какие?

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.


- Где располагаются луга?

Вывод: луга располагаются по низменным берегам рек и озер.


- Можно ли проследить ярусность среди растений луга?

Вывод: луговые травы растут ярусами-этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.

- Какие растения растут на лугах?


4) Сообщения ребят о луговых травах.

Обратите внимание, в чем польза каждого растения.

а) « Тимофеевка». (Слайд № 4. Гербарий )

Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.

б) Слайд № 5. Клевер (гербарий).

Клевер луговой имеет лилово-красные соцветия. Листья с белыми пятнами в виде буквы «Л». В народе клевер называют «кашкой». Листья у него тройные. Очень редко можно найти клевер с 4-мя листиками - по народным приметам, такое растение приносит счастье. С наступлением темноты листья клевера складываются, «засыпают», на свету – листочки распрямляются. «просыпаются». Над цветами клевера вечно кружат крупные насекомые. Они питаются нектаром. Клевер- ценное кормовое растение. Самыми лучшими лугами считаются такие, где в большом количестве произрастает клевер.

в) Слайд № 6. Лютик.

Название «лютик» происходит от слово «лютый», то есть едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика. Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушке ярко- золотистые цветки. Листья разные: около почвы и у основания стебля- округлые, на стеблях- разрезанные на узкие дольки. У лютиков есть медовые ямки с нектаром, которыми питаются насекомые. Несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение- его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.


-Что объединяет все эти растения?(Травы, растут на открытой местности, любят свет и тепло, невысокие).

Б. Животные луга.

- Какими вы представляете животный мир луга?(Маленькие, яркая пестрая окраска, живут на земле).

- Закройте глаза, представьте летний луг. Прислушайтесь.( Грамзапись «Голоса луга».)

- Кого услышали?

V. Физкультминутка. «На лужайке».

-Представьте , что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.

-Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

-Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

-Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.

VI. Продолжение новой темы.

1) Слайд № 8. Насекомые.

-Как объединить одним словом животных? Кого узнали?

2) Работа с учебником. ( с. 59)

-После чтения ответьте на вопрос «Как приспособились насекомые к жизни на лугу?».

3) Рассказы о животных.

Кроме насекомых, на лугу обитают более крупные животные.

Прослушайте рассказы детей, составьте (сообщения) цепочки питания на лугу.

4) Слайд № 9. Канюк.

Канюк относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок. (Кто что добавит?).

5) Слайд № 10. Крот.

Крот - типичный обитатель лугов. Длина тела- 12-16 см, хвоста- 2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

-Работа в группах. Сообща составьте цепочки питания.

В. Значение луга для человека.

- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? Кто наносит природе большой вред?

-Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).


VII.Работа в парах. Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».


- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!


- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?


Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.


Правила поведения на лугу. (Читает ученик).

“На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых нами понято

Было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой”.

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречено глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели”.


- О чем это стихотворение?

- Как же надо охранять луга?

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить фауну и флору лугов?


- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

-Что же значит луг для человека?

(Составление схемы «Значение луга» на доске.)


Пастбище Ягоды


ЛУГ


Мед Грибы


Лекарственные растения


(На доске заранее).


VIII. Рефлексия учебной деятельности

-Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какая была цель урока ?  

Мы достигли поставленной цели?

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поднимите зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую, материал был для вас очень сложный и  не понятный –  красную.

(дети поднимают бабочек )

Домашнее задание. Стр. 45-49, вопросы и задания


Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов.

Спасибо за урок!  








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь луга. Луг- природное сообщество.

Автор: Соснина Людмила Ивановна

Дата: 01.11.2025

Номер свидетельства: 676571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "урок по естествознанию " ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО""
    ["seo_title"] => string(66) "urok-po-iestiestvoznaniiu-zhizn-luga-lug-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "287458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454493004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Луг-природное сообщество "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "234257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380380"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Луг - природное сообщество. Животный мир лугов. "
    ["seo_title"] => string(51) "lugh-prirodnoie-soobshchiestvo-zhivotnyi-mir-lughov"
    ["file_id"] => string(6) "176937"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424520530"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«Жизнь луга. Луг - природное сообщество». "
    ["seo_title"] => string(42) "zhizn-lugha-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "143382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418534913"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Коспект урока по теме "Жизнь луга" "
    ["seo_title"] => string(36) "kospiekt-uroka-po-tiemie-zhizn-lugha"
    ["file_id"] => string(6) "225026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439358233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства