kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коспект урока по теме "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена разработка урока по теме "Жизнь луга.Луг-природное сообщество." в 4 классе по УМК "Школа России",которая включает в себя технологическую карту, дидактический материал: презинтацию, "Луг глазами русских художников", карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, растений луга.Материал предназначен для учителей нач. классов,работающих по УМК "Школа России",а так же по др.УМК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коспект урока по теме "Жизнь луга" »



Проект урока

«Жизнь луга»

Буртакова Н. Е. учитель начальных классов 1 квалификационной категории

МБОУ «Высокогорская СОШ №2»,




2015 год.










Аннотация:

В проекте представлена разработка урока окружающий мир по теме: «Жизнь луга. Луг- природное сообщество» в 4 классе по УМК « Школа России », которая включает в себя технологическую карту, дидактические материалы: презентацию «Луг глазами русских художников», карточки с изображение растений, насекомых, зверей и птиц луга. Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».

Актуальность:

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся через реализацию монопроекта по теме: «Жизнь луга»





Задачи:

1. Изучить требования ФГОС и современные материалы к организации современного урока в начальной школе.

2.Определить содержание и структуру урока по УМК «Школа России »

3.Провести урок с использованием разработанных материалов и оценить его эффективность.





Планируемые результаты

Личностные умения

Проявлять интерес к изучению темы;

Осознание собственной успешности при изучении темы.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.


Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений.





Метапредметные умения



Познавательные:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.


Регулятивные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.


Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.


Предметные умения:

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.



Место и роль темы в курсе



Тема: «Жизнь луга » занимает важную роль в усвоении раздела «Родной край- часть большой страны ». Изучению данной темы предшествует тема «Жизнь леса». Для успешного освоения данной темы, ученик в совершенстве должен знать растительный и животный мир нашего края. Применение интерактивных ресурсов позволяет повысить уровень освоения учебного материала.







Ресурсы:

Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс Плешакова А.А.

«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007г.

Энциклопедии, гербарий растений луга

Проектор, ноутбук, презентация «Луга России», картинки с изображением животных и растений

Тема урока: «Жизнь луга» 4 класс

Тип урока: «получение» новых знаний и первичного закрепления.

Вид урока: урок решения учебной задачи

Форма: групповая

Цель: Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Задачи:

1 Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

2 Познакомить с разнообразием живых организмах луга, с ролью человека в жизни природного сообщества

3. Развивать умение, сравнивать, обобщать, сотрудничать, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль, при актуализации знаний применяя аргументированное рассуждение, связь знаний с ранее изученным материалом

4 Воспитывать бережное отношение к природе.




Условные обозначения:

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД - познавательные универсальные учебные действи



Технологическая карта урока

Этапы урока, вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся, вид учебной деятельности

Форма организации учебной деятельности

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

1





Орг. момент. Мотивация к деятельности.





Презентация «Луга России»

Проговаривание основных правил проведения урока.


Ответы на вопросы учителя.




Фронтальная




- Сегодня урок окружающего мира я хочу начать со строк поэта Александра Балтина:

Как поёт, как весело сияет

Луг великолепною травой!


- Как вы думаете, почему многие художники и поэты обращаются в своих произведениях к теме «природа»? - Любят природу

- Что значит любить природу?


- А чтобы любить природу, надо её хорошо знать, понимать, т.е. человеку нужны знания.

- Вернёмся к картине «Цветущий луг» Александра Аверина

- Как вы думаете, какие сегодня мы будем получать знания? - уточним понятие «луг», выявим особенности растительного и животного мира, поговорим о значении и об охране луга

-Перед нами задачи урока и решать мы их будем в группах.

-Сейчас каждая группа получит план работы.

- Ваша задача:

  • познакомиться с планом работы,

  • подойти и взять необходимые источники для работы.

-За источниками подходит 1 представитель от группы.

- Не забывайте о взаимопомощи, взаимодействии. Вы работаете сообща.







ЛУУД

2









3







Целеполагание.









Этап усвоения знаний. Стадия осмысления.



На доску: план

1 Что такое луг?

2Растительный мир

3 Животный мир

4 Взаимосвязь 5 Значение

6 Охрана


Дети делятся на группы. Каждой группе раздаётся план работы и необходимая литература .(словари, картинки животных и растений луга, гербарий)


Каждой группе выдаётся план работы


Даётся время на выполнение работы.


Задание 1

1 группа: уточнит понятие «луг»; (словари)

2 группа: рассмотрит растительный мир луга и его особенности;

3 и 4 группа: животный мир луга и его особенности.

5 группа: опасности на лугу (ядовитые растения)

6 группа: значение лугов, охрана лугов.




РУУД

4






Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

  • словарь русского языка

  • Статья из этимологического словаря;

  • толковый словарь Ожегова стр.334

  • Энциклапедический словарь


Анализ, поиск, обсуждение, формулировка выводов

Работа в группах

-

Сейчас, ребята, по ходу выступления групп фиксируйте самое важное, на ваш взгляд,

План.

1.Происхождение слова «луг».

2. Что такое луг?

3.Месторасположение луга.

4. Интересная информация о луге

Вывод:

Такие небольшие участки с травянистой растительностью, обычно называют лужайками, а большие - лугами. Луга расположены по берегам рек или озер, на границе леса. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит много ила. Такие луга называют заливные. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.

- Каким образом это сказалось на растительном мире?

1 условие - влажная почва - мы знаем, что корни у деревьев длинные, значит, будут загнивать и погибнут и

2 условие – освещённость:необходимо много света.




РУУД

КУУД

ПУУД






  • учебник стр. 183

  • гербарий

(гербарий)

Колокольчик

Клевер

Тысячелистник

Нивяник (ромашка)

Мышиный горошек

Мятлик

Тимофеевка

Лисохвост


Картинки различных растений



Рассказывают о растениях, делают выводы Выходят к доске и прикрепляют травянистые растения (для создания будущего коллажа )


Работа в группах, индивидуальная

Задание № 2

2 группа. Растительный мир.

План:

1.Рассмотреть растения луга (в учебнике)

2.Рассмотреть гербарий, картинки растений

3. Определить отличительную особенность растительного мира луга

4.Поделиться интересной информацией (ромашка – нивяник) заранее приготовленное.



Вывод: Все растения травянистые, влаголюбивые, светолюбивые, яркие




ПУУД

КУУД

РУУД







Рефераты уч-ся


Выступают 4 ученика и рассказывают об ядовитых растениях луга.

Индивидуальные ответы

Задание 3 -Красивый луг?

- А вы знаете сельский житель, которому надо кормить домашний скот, не на каждый луг поведёт своё животное.

- Секрет в растениях…

- Как вы думаете, почему? (болиголов пятнистый, донник, живокость полевая, золотарник)





РУУД

ПУУД



учебник

Читают, сравнивают, делают выводы, выходят к доске и прикрепляют картинки (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

Работа в группах,индивидуальная.

- Как вы думаете, повлияет ли особенность растительного мира на животный?

Задание 4

. Животный мир.

План:

1.Рассмотреть иллюстрацию учебника .2.Прочитать статью учебнике (представители насекомых , земноводных и пресмыкающихся на лугу (вспомни признаки насекомых, земноводных и пресмыкающихся));

3. Найти насекомых, земноводных и пресмыкающихся среди картинок

4.Определить отличительную особенность животного мира (размер, раскраска.)

5. Поделиться интересной информацией.(2 ученика)

( жук – навозник и жук- могильщик)

Вывод: маленькие, окрас яркий: говорит: не тронь, опасно. Окрас у земноводных и пресмыкающихся под цвет земли и травы, в целях безопасности.


ЛУУД ПУУД

КУУД




Учебник, картинки птиц и млекопитающих





























Учебник, картинки растений и животных луга

Читают, сравнивают, делают выводы, выходят к доске и прикрепляют картинки (птиц, млекопитающих)



























Составляют цепи питания и рассказывают об этом при помощи картинок. Делают выводы.

Работа в группе, индивидуальная,




























Работа в парах.

Задание 5

Животный мир.(птицы и млекопитающие)

План:

1.Рассмотреть иллюстрацию учебника . 2.Прочитать статью в учебнике (представители птиц и млекопитающих на лугу (вспомни признаки птиц и млекопитающих));

3. Найти птиц и млекопитающих среди картинок, прикрепить на доску.

4.Определить отличительную особенность животного мира.(размер, раскраска, место гнездования)

5. Поделиться интересной информацией.(коростель)

Вывод: Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле и окрас должен быть неярким, чтобы было легче прятаться от врагов

- Посмотрите, кого ещё мы можем встретить на лугу?

-В луговой почве ещё много червей и почвенных бактерий.-Какую роль выполняют они?

Задание 6

-Составьте цепи питания

Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

Лисохвост – мышь – сова( прилетает из леса) сокол, ястреб

Тимофеевка – кобылка – перепел

Нивяник – цветочная муха - жаба, ящерица

Вывод: Луг - это природное сообщество.

- Можем ли мы поставить точку в изучении данной темы?- нет(не сказано об охране и значение луга)


ПУУД

КУУД

































КУУД

РУУД

ПУУД

5

Включение в систему знаний и повторение


Игра Лото на каждый стол






Коллаж на доске


№1и 3 раздают карточки своим партнёрам по лицу, загадывают загадки, а №2 и4 отвечают при помощи картинок


Работа в парах

Задание 7

- Для чего нам нужны полученные знания по теме « Луг»? - Человек является частью природы. И он должен знать, беречь и любить природу.




ЛУУД ПУУД

КУУД

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Карточки для оценивания

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.(желтая звездочка)

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.(зеленая звездочка)

3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.(синяя звездочка

Самооценка

саморегуляция

Фронтальная

Рефлексия .

Оцените свои ответы используя звездочки.

-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Кто очень хорошо работал на уроке?

Домашнее задание:

- Посмотрите мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил». И составьте взаимосвязь растений и животных на конкретном примере работу!

-Спасибо за работу!


ЛУУД



















 Заключение.

   Разработанный материал позволит в процессе формирования и развития УУД учащихся в рамках изучения темы: «Жизнь луга», организовать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в начальных классах.

           Технологическая карта урока может быть использована в деятельности учителей начальных классов при обучении окружающего мира в 4 классе по УМК «Школа России», а также данный материал может послужить основой для разработки технологических карт к урокам других дисциплин.







Список использованных источников:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М.Просвещение,2011

  • Как проектировать универсальные учебные универсальные учебные действия в начальной школе. М.Просвещение,2014

  • Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение,2011






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коспект урока по теме "Жизнь луга"

Автор: Буртакова Наталья Евгеньевна

Дата: 12.08.2015

Номер свидетельства: 225026


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства