В проекте представлена разработка урока по теме "Жизнь луга.Луг-природное сообщество." в 4 классе по УМК "Школа России",которая включает в себя технологическую карту, дидактический материал: презинтацию, "Луг глазами русских художников", карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, растений луга.Материал предназначен для учителей нач. классов,работающих по УМК "Школа России",а так же по др.УМК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коспект урока по теме "Жизнь луга" »
Проект урока
«Жизнь луга»
Буртакова Н. Е. учитель начальных классов 1 квалификационной категории
МБОУ «Высокогорская СОШ №2»,
2015 год.
Аннотация:
В проекте представлена разработка урока окружающий мир по теме: «Жизнь луга. Луг- природное сообщество» в 4 классе по УМК « Школа России », которая включает в себя технологическую карту, дидактические материалы: презентацию «Луг глазами русских художников», карточки с изображение растений, насекомых, зверей и птиц луга. Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».
Актуальность:
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся через реализацию монопроекта по теме: «Жизнь луга»
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС и современные материалы к организации современного урока в начальной школе.
2.Определить содержание и структуру урока по УМК «Школа России »
3.Провести урок с использованием разработанных материалов и оценить его эффективность.
Планируемые результаты
Личностные умения
Проявлять интерес к изучению темы;
Осознание собственной успешности при изучении темы.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений.
Метапредметные умения
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.
Предметные умения:
Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.
Место и роль темы в курсе
Тема: «Жизнь луга » занимает важную роль в усвоении раздела «Родной край- часть большой страны ». Изучению данной темы предшествует тема «Жизнь леса». Для успешного освоения данной темы, ученик в совершенстве должен знать растительный и животный мир нашего края. Применение интерактивных ресурсов позволяет повысить уровень освоения учебного материала.
Ресурсы:
Учебник: «Мир вокруг нас» 4 класс Плешакова А.А.
«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007г.
Энциклопедии, гербарий растений луга
Проектор, ноутбук, презентация «Луга России», картинки с изображением животных и растений
Тема урока: «Жизнь луга» 4 класс
Тип урока: «получение» новых знаний и первичного закрепления.
Вид урока: урок решения учебной задачи
Форма: групповая
Цель: Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Задачи:
1 Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
2 Познакомить с разнообразием живых организмах луга, с ролью человека в жизни природного сообщества
3. Развивать умение, сравнивать, обобщать, сотрудничать, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль, при актуализации знаний применяя аргументированное рассуждение, связь знаний с ранее изученным материалом
4 Воспитывать бережное отношение к природе.
Условные обозначения:
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия
КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия
- Сегодня урок окружающего мира я хочу начать со строк поэта Александра Балтина:
Как поёт, как весело сияет
Луг великолепною травой!
- Как вы думаете, почему многие художники и поэты обращаются в своих произведениях к теме «природа»? - Любят природу
- Что значит любить природу?
- А чтобы любить природу, надо её хорошо знать, понимать, т.е. человеку нужны знания.
- Вернёмся к картине «Цветущий луг»Александра Аверина
- Как вы думаете, какие сегодня мы будем получать знания? - уточним понятие «луг», выявим особенности растительного и животного мира, поговорим о значении и об охране луга
-Перед нами задачи урока и решать мы их будем в группах.
-Сейчас каждая группа получит план работы.
- Ваша задача:
познакомиться с планом работы,
подойти и взять необходимые источники для работы.
-За источниками подходит 1 представитель от группы.
- Не забывайте о взаимопомощи, взаимодействии. Вы работаете сообща.
ЛУУД
2
3
Целеполагание.
Этап усвоения знаний. Стадия осмысления.
На доску: план
1 Что такое луг?
2Растительный мир
3 Животный мир
4 Взаимосвязь 5 Значение
6 Охрана
Дети делятся на группы. Каждой группе раздаётся план работы и необходимая литература .(словари, картинки животных и растений луга, гербарий)
Каждой группе выдаётся план работы
Даётся время на выполнение работы.
Задание 1
1 группа: уточнит понятие «луг»; (словари)
2 группа: рассмотрит растительный мир луга и его особенности;
3 и 4 группа: животный мир луга и его особенности.
5 группа: опасности на лугу (ядовитые растения)
6 группа: значение лугов, охрана лугов.
РУУД
4
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
словарь русского языка
Статья из этимологического словаря;
толковый словарь Ожегова стр.334
Энциклапедический словарь
Анализ, поиск, обсуждение, формулировка выводов
Работа в группах
-
Сейчас, ребята, по ходу выступления групп фиксируйте самое важное, на ваш взгляд,
План.
1.Происхождение слова «луг».
2. Что такое луг?
3.Месторасположение луга.
4. Интересная информация о луге
Вывод:
Такие небольшие участки с травянистой растительностью, обычно называют лужайками, а большие - лугами. Луга расположены по берегам рек или озер, на границе леса. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит много ила. Такие луга называют заливные. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.
- Каким образом это сказалось на растительном мире?
1 условие - влажная почва - мы знаем, что корни у деревьев длинные, значит, будут загнивать и погибнут и
2 условие – освещённость:необходимо много света.
РУУД
КУУД
ПУУД
учебник стр. 183
гербарий
(гербарий)
Колокольчик
Клевер
Тысячелистник
Нивяник (ромашка)
Мышиный горошек
Мятлик
Тимофеевка
Лисохвост
Картинки различных растений
Рассказывают о растениях, делают выводы Выходят к доске и прикрепляют травянистые растения (для создания будущего коллажа )
Работа в группах, индивидуальная
Задание № 2
2 группа. Растительный мир.
План:
1.Рассмотреть растения луга (в учебнике)
2.Рассмотреть гербарий, картинки растений
3. Определить отличительную особенность растительного мира луга
Вывод: Все растения травянистые, влаголюбивые, светолюбивые, яркие
ПУУД
КУУД
РУУД
Рефераты уч-ся
Выступают 4 ученика и рассказывают об ядовитых растениях луга.
Индивидуальные ответы
Задание 3 -Красивый луг?
- А вы знаете сельский житель, которому надо кормить домашний скот, не на каждый луг поведёт своё животное.
- Секрет в растениях…
- Как вы думаете, почему? (болиголов пятнистый, донник, живокость полевая, золотарник)
РУУД
ПУУД
учебник
Читают, сравнивают, делают выводы, выходят к доске и прикрепляют картинки (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)
Работа в группах,индивидуальная.
- Как вы думаете, повлияет ли особенность растительного мира на животный?
Задание 4
.Животный мир.
План:
1.Рассмотреть иллюстрацию учебника .2.Прочитать статью учебнике (представители насекомых , земноводных и пресмыкающихся на лугу (вспомни признаки насекомых, земноводных и пресмыкающихся));
3. Найти насекомых, земноводных и пресмыкающихся среди картинок
4.Определить отличительную особенность животного мира (размер, раскраска.)
5. Поделиться интересной информацией.(2 ученика)
( жук – навозник и жук- могильщик)
Вывод: маленькие, окрас яркий: говорит: не тронь, опасно. Окрас у земноводных и пресмыкающихся под цвет земли и травы, в целях безопасности.
ЛУУД ПУУД
КУУД
Учебник, картинки птиц и млекопитающих
Учебник, картинки растений и животных луга
Читают, сравнивают, делают выводы, выходят к доске и прикрепляют картинки (птиц, млекопитающих)
Составляют цепи питания и рассказывают об этом при помощи картинок. Делают выводы.
Работа в группе, индивидуальная,
Работа в парах.
Задание 5
Животный мир.(птицы и млекопитающие)
План:
1.Рассмотреть иллюстрацию учебника . 2.Прочитать статью в учебнике (представители птиц и млекопитающих на лугу (вспомни признаки птиц и млекопитающих));
3. Найти птиц и млекопитающих среди картинок, прикрепить на доску.
4.Определить отличительную особенность животного мира.(размер, раскраска, место гнездования)
5. Поделиться интересной информацией.(коростель)
Вывод: Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле и окрас должен быть неярким, чтобы было легче прятаться от врагов
- Посмотрите, кого ещё мы можем встретить на лугу?
-В луговой почве ещё много червей и почвенных бактерий.-Какую роль выполняют они?
Задание 6
-Составьте цепи питания
Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
Лисохвост – мышь – сова( прилетает из леса) сокол, ястреб
Тимофеевка – кобылка – перепел
Нивяник – цветочная муха - жаба, ящерица
Вывод: Луг - это природное сообщество.
- Можем ли мы поставить точку в изучении данной темы?- нет(не сказано об охране и значение луга)
ПУУД
КУУД
КУУД
РУУД
ПУУД
5
Включение в систему знаний и повторение
Игра Лото на каждый стол
Коллаж на доске
№1и 3 раздают карточки своим партнёрам по лицу, загадывают загадки, а №2 и4 отвечают при помощи картинок
Работа в парах
Задание 7
- Для чего нам нужны полученные знания по теме « Луг»? - Человек является частью природы. И он должен знать, беречь и любить природу.
ЛУУД ПУУД
КУУД
6
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Карточки для оценивания
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.(желтая звездочка)
2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.(зеленая звездочка)
3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.(синяя звездочка
Самооценка
саморегуляция
Фронтальная
Рефлексия .
Оцените свои ответы используя звездочки.
-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Кто очень хорошо работал на уроке?
Домашнее задание:
- Посмотрите мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил». И составьте взаимосвязь растений и животных на конкретном примере работу!
-Спасибо за работу!
ЛУУД
Заключение.
Разработанный материал позволит в процессе формирования и развития УУД учащихся в рамках изучения темы: «Жизнь луга», организовать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в начальных классах.
Технологическая карта урока может быть использована в деятельности учителей начальных классов при обучении окружающего мира в 4 классе по УМК «Школа России», а также данный материал может послужить основой для разработки технологических карт к урокам других дисциплин.
Список использованных источников:
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М.Просвещение,2011
Как проектировать универсальные учебные универсальные учебные действия в начальной школе. М.Просвещение,2014
Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение,2011