До этого дня, согласно народным приметам, ещё вполне вероятны морозы, но после Федула наступает тепло, появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки, оживает природа.
- Вы сегодня много интересного о ней узнаете. Прежде, чем перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним раннее изученный материал, выполнив задание «Верно – неверно».
II. Проверка домашнего задания.
- У вас на столах лежат листочки.
- Поставьте знак +, если утверждение верное, знак -, если неверное.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
3. На дереве обитают кроты и землеройки.
4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5. Жуки – короеды приносят вред лесу.
6. Бурый медведь – хищник.
7. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
8. Мухомор служит лекарством для лосей.
Ответ:
1.+
2. –
3. –
4. +
5. +
6. –
7. –
8. +
- Займёмся взаимопроверкой. Взяли в руки карандаш.
Ставим «5» если все верно, если 1 - 2 ошибки – «4», если 3 – 5 ошибки – «3» , если более 5 ошибок – «2».
_ Молодцы! А теперь задание сложнее. Прослушав определение, догадайтесь, о чём идёт речь.
Узнайте по описанию, что это. (Рассказывают дети).
Это один из основных типов растительного покрова Земли. Он украшает нашу Землю. Им можно любоваться во все времена года. Он является домом для животных, птиц. Растения растут в несколько этажей. Главная роль принадлежит деревьям. А как легко там дышится! (Лес.)
- По каким признакам определили?
Они бывают естественные и искусственные. Занимают в 2 раза больше места на глобусе, чем суша. Там ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы, пассажиров. Человек использует их для хозяйственных нужд. Являются прекрасным местом для отдыха. (Водоёмы.)
- По каким признакам определили?
- Прослушайте ещё одно определение. Оно для вас новое. Если вы будете внимательно слушать, я думаю, что вы догадаетесь, о чём идёт речь.
Создание проблемной ситуации.
Сравнительно ровный участок, покрытый травянистой растительностью. Часто они расположены по берегам рек, озёр. Их можно встретить как на равнинах, так и в горах. На них много цветов. Они – украшение нашей земли. (Луга.)
Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, куда мы сегодня отправимся? (На луг).
- Почему вы так решили?
- Ребята, в начале урока я рассказала вам о Федуле Ветренике и упомянула некоторых представителей животного мира.
- Можете ли вы их вспомнить? (Бабочки, божьи коровки).
- Кто знает, где они живут? (На лугу).
- Кого и что можно встретить на лугу? (Животных и растения).
- Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Какие растения произрастают на лугу, какие животные его населяют, как они взаимосвязаны.)
(стих. читает ученик)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
– С чем сравнивает поэт зелёный луг? (С чудным садом).
- Почему?
IV. Стадия вызова.
«Мозговой штурм»
- Итак, что же такое луг? Скажем об этом ещё раз, заглянув в словарь С.И.Ожегова. (Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.) (Ученик читает по словарю).
- Поднимите руки, кто из вас был на лугу.
- А знаете ли вы, что луга бывают разные?(Луга – заливные, суходольные, лесные).
- Попробуйте объяснить эти названия.
- Заливные – располагаются около водоёма, их заливает водой. Самые сочные травы растут на заливных лугах.
- Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.
- Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами).
- Подумайте, на каких лугах можно встретить влаголюбивые растения? Почему? (На заливных лугах, потому что они располагаются близко от водоёмов и часто заливаются водой.)
- На каких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья? Почему вы так решили? (На лесных.)
V. Стадия осмысления. Растения луга.
- На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики.
- О каком растении пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь у рощицы берёзовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой
Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).
- Что знаете про клевер?
Клевер обычной трехлистной формы – амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу.
Клевер - четырёхлистник - цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства, Один для любви и один для здоровья! Четырёхлистный клевер — символ невероятной удачи.
В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река
Голубой глазок букета
Затерялся на лугах. (Василёк).
- Что знаете про василёк?
Василёк - лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок - василёк.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках. (Одуванчик).
- Что знаете про одуванчик?
Одуванчик - очень любопытный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.
Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет … (Медуница)
- Что знаете про медуницу?
Древняя легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми..." Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу.
?Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
- Что знаете про подорожник?
Подорожник – лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую.
- Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.
-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
-На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий.
-По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех.
Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.
- Сок у лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
- Как вы думаете, почему их так называют? (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)
- Если вы заинтересовались растениями луга и хотите узнать про другие луговые растения, вы можете найти их в атласе Кемеровской области и прочитать про них в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые книги представлены на выставке книг.
VI. Физминутка.
«Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг- скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
VII. Стадия осмысления. Животные луга.
- Закройте глаза, представьте, что вы на лугу.
- Каких животных можно встретить на лугу? (Насекомых, птиц, грызунов).
- Где может обитать животное луга? (В траве, в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Почему? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Докажите? (Да, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Поясните свой ответ. (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие).
- Почему вы так считаете? (Крупным животным негде прятаться на лугу).
Игра «Узнай меня». Рассказывают дети.
- Какое насекомое могло бы о себе так сказать?
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (Жук)
На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника.
Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.
Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)
Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)
Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (Муха)
VIII. Работа по учебнику.
- Работая по учебнику, вы познакомитесь с некоторыми животными. Ищите точные ответы на вопросы. Карандашом подчёркивайте важную информацию. Ответ должен быть полным, чётким.
1 группа.
Ответить на вопросы стр. 124.
2 группа.
Стр. 125. Подготовить сообщение о бабочках.
3 группа.
Стр. 127. Подготовить сообщение о кузнечиках.
IX. Проверка выполненного задания.
1 группа отвечает на вопросы.
- Кто такие насекомые? (Все насекомые имеют 6 ног, а на теле у каждого есть особые полоски – насечки, поэтому этих животных называют насекомые).
- Каких насекомых знаете?
2 группа рассказывает о бабочках.
- Что вы можете рассказать о бабочках? (Бабочка – насекомое. Рот у неё – длинный тонкий хоботок. Усиками она нюхает. Бабочки по запаху могут найти друг друга за несколько километров. Бабочки умеют прятаться. Многие бабочки, как и птицы, улетают осенью в тёплые края. Например, луговая желтушка, репейница, чёрно – красный адмирал.)
- О бабочках придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка. Все они являются украшением природы.
- Что нового узнали про бабочек?
3 группа рассказывает про кузнечика.
Кузнечики умеют ходить и прыгать. С помощью задних ног кузнечик ловко прыгает. Грызёт травинку не зубами, а челюстями – твёрдыми зазубренными пластинками. Умеют слушать ногами. Кузнечики стрекочут – проводят одним крылом по другому.
- А знаете ли вы, что у кузнечика кровь белая?
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
X. Итог.
- Давайте проведём игру «Лови ошибку».
- Я буду читать высказывание, а вы сидите тихо, если высказывание верное. Если высказывание неверное, вы хлопаете в ладоши.
Луга не имеют значения для людей. (-)
На лугах растут ядовитые растения. (+)
На лугах много насекомых. (+)
Нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла. (-)
На лугу растут лекарственные растения. (+)
- Молодцы! Не угодили в ловушку.
- Сегодня на уроке многие ребята хорошо работали.
Отметки за урок.
XI. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке.
- Кто мог бы работать лучше?
- С каким настроением вы уходите с урока?
XII. Задание на дом.
1 группа. Подготовить сообщения о хищниках луга.
2 группа. Подготовить сообщения о грызунах луга.
3 группа. Подготовить сообщения о птицах луга.
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Жить кротам, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- На следующем уроке мы продолжим беседу о животных луга и над этим стихотворением.