Просмотр содержимого документа
«"Жизнь леса. Лес - природное сообщество" »
Жизнь леса. Лес – природное сообщество
Цели:
Продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе;
Развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе как природном сообществе;
Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Задачи:
Ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей; их взаимосвязью, ролью в природе,
Развивать умение использовать ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
Развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу в группу в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;
Работать с текстом, умение выделять существенную информацию.
Тип урока: урок исследование объекта.
ФОПД: фронтальная, групповая.
МО: практический, поисковый.
Планируемый педагогический результат:
Усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;
Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - кластер, объединенных общей темой.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Раздаточный материал:
учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, милые ученики! Меня зовут Марина Анатольевна.
Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»)
Погружение в урок
Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. Давайте вспомним правила работы в группах. Возьмите памятки №1 (синего цвета), прочитайте их. (1 ученик читает вслух)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
1. Говори вполголоса;
2. Один говорит – другие слушают;
3. Не перебивай выступающего;
4. С уважением относись друг к другу;
5. Разговор должен идти только о предмете задания.
В конце урока вы оцените работу в группах. Познакомьтесь с вашими маршрутными листами, в которых вы будете себя оценивать. Ознакомьтесь с критериями оценки (показываю на примере). Выберите ответственного, который будет оценивать работу группы. Также на парте у вас есть сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать оценку. По завершению работы группы, показываем замок.
Перед тем, как открывать новые знания, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
Актуализация знаний.
- Обратите внимание, на маршрутные листы, первое задание повторение пройденного материала. У вас на парте лежат первое задание на белом листе 1. Прочитайте задание, если кому сложно, можно воспользоваться карточкой – подсказкой (белый лист 2). Работу выполняете коллективно.
Вставить пропущенные слова.
Почвой называют верхний, ……… (плодородный) слой земли. В природе существует большое число типов …… (почв). Самыми плодородными являются ……. (черноземные) почвы. За плодородие почвы отвечает ……. (перегной). На территории нашего края преобладают серые ….. (лесные) почвы. Почвы нуждаются в …….. (охране).
Самопроверка (со слайдов). Самооценка на маршрутном листе. Покажите оценку работы группы с помощью сигналов.
3. Целеполагание
- Сегодня на уроке мы поговорим о доме. Но не о привычном нам жилище, а о многоэтажном доме, заселенный живыми существами, который стоит уже не одну тысячу лет и не нуждается в уходе со стороны человека.
- Догадались, о чем пойдет речь? (Нет)
- Какие живые существа, кроме человека вам известны? (Растения, животные…)
- Что же является домом для них? (Может быть, лес)
- Какой из этих домов называют «Многоэтажный»?
- Так о чём же пойдёт речь? (о лесе)
- Объект нашего исследования – лес. (Открывается запись на доске слова «лес – природное сообщество»)
- Какие слова для вас новые? (природное сообщество)
- Как вы понимаете слово СООБЩЕСТВО?
Вывод: сейчас полного ответа на этот вопрос мы не можем дать. Постараемся сделать это в конце урока.
- Что бы вы хотели узнать о лесе? (какие взаимосвязи существуют в лесу, какие животные живут в лесу, как они приспосабливаются к жизни в лесу, какие экологические проблемы).
- (Хорошо, если дети сами предложат все неизвестные им вопросы о лесе, поставят проблему)
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли,
(Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали.
(Ладони прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели
(Поднимают головы кверху, тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
(Машут руками.)
Дружно хлопаем,
(Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли,
(Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали!
(Дети садятся на свои места.)
4. Работа над новой темой.
А) выбор источника исследования:
-Ваша задача заключается в составлении небольшого сообщения о жизни леса, но для того, чтобы подготовить его, нам, как исследователям необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.
- Какими источниками мы можем воспользоваться? (учебник, атлас –определитель, карточки с текстами).
У: Мы рассматриваем лес как объект. Сейчас я прочитаю лексическое значение, а вы должны узнать то, что мы можем наблюдать в лесу?
1.Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха (растение)
2. Живое существо, способное чувствовать и передвигаться (животное)
3. низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами (гриб).
- Так, что мы можем наблюдать в лесу?
Д: Животные, растения, грибы.
На слайде схема лес
растения животные грибы
У: Для дальнейшей работы мы будем работать в группах. Одна группа рассмотрит растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах. Для этого ответственные команд подойдут ко мне и возьмут пакет заданий для своей группы.
Б) распределение ролей внутри группы:
- Обращаю ваше внимание! Возьмите карточку красного цвета и прочитайте план работы группы.
1. Собрать нужную информацию по своему вопросу
2. Обработать её
3. Представить вывод по своей работе для других групп. (вывести на слайд)
После выступления каждая команда даёт самооценку своей работы по памятке ………
- Приступаем к работе. В вашем распоряжении 10 - 15 минут.
В) Работа в группах
Задание 1.
Для ботаников:
1.Рассмотрите гербарии.
2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами. (Можно воспользоваться текстом «Лесные этажи» на карточке ….., учебником с. 164-165)
3.Заполните схему видов растений.
Растения
4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.(можно воспользоваться атласом-определителем).
5. Заполните опорную схему.
6.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (можете воспользоваться памяткой ответа).
“Лесные этажи”
Лес можно сравнить с лестницей: каждая ступенька - это этаж. Ученые называют эти этажи ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Самые верхние ярусы образованы деревьями (ели, сосны, березы и т. д.). Ниже расположен ярус кустарников (малина, смородина, калина и др.). Ещё ниже - травы и маленькие кустарнички (черника, брусника, кислица, ландыш и т. д.). Самый нижний ярус - мхи и лишайники.
Лес имеет огромное значение для человека: защитник воздуха, водоёмов и почв. Лес является домом для растений, животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины.
Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.
К ярусам не относятся молодые, подрастающие деревца и те лишайники, которые поселяются на стволах деревьев.
Для зоологов
1.Рассмотрите наборы открыток.
2.Вспомните на какие группы можно разделить животных (можно воспользоваться текстом “Животные леса” на карточке ………)
3. Разложите животных по группам.
4Заполните схему:
животные
5.Запишите по 2-3 животных в каждую группу (учебник с. 164-165, атлас – определитель, текст)
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений (ответы на вопросы на карточке……)
“Животные леса”
Разнообразен животный мир леса: здесь можно встретить не только млекопитающих (волк, медведь, белка, лиса, заяц и др.), но и птиц (дятел, иволга, кукушка, дрозд и т. д.), насекомых (пчелы, мухи, жуки, бабочки, стрекозы), пресмыкающихся (змеи), земноводных (лягушки, жабы) и червей.
Одни из них обитают на деревьях, другие ведут наземную жизнь, третьи обитают в почве. Лес для животных является домом. В лесу они находят себе пищу.
Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота.
Но нужно помнить о том, что животных в лесу меньше, чем растений. В лесу все взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
2. Вспомните, какие виды грибов встречаются в лесу.
3Разделите грибы на группы по видам.
4.Заполните схему:
Грибы
5.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.
6. Какое значение имеют грибы для человека и животных.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
“Нужны ли лесу грибы!”
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы (подземная часть гриба).
Грибы" очень нужны в лесу: во-первых, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями; во-вторых, ими питаются многие животные (олени, белки, сороки, слизни, насекомые); в-третьих, некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся; в-четвертых, грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы) и тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
5. Физкультминутка
6.Выступление групп. Защита своих работ
По ходу выступлений групп каждый ученик заполняет кластер
(По ходу выступления групп на слайде появляется схема)
лес
растения животные грибы
деревья кустарники травы звери птицы насекомые съедобные несъедобные
После выступления каждая команда даёт самооценку своей работы.
Экологическая проблема
Учитель: Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по вине ли человека возникают экологические проблемы в лесу?
- Посмотрите видеоролик. О какой экологической проблеме шла речь? Какие проблемы вы ещё знаете? (знаки).
7. Закрепление полученных знаний
- Может ли лес обойтись без животных, животные без растений, без грибов?
- Какой вывод можно сделать? (Всё в лесу взаимосвязано и не могут существовать отдельно).
- Так что же такое природное сообщество? (СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе).
8. Проверочная работа
Вам предложено ряд утверждений. Если утверждение верно, вы ставите “+”, если неверно - “-”. На эту работу вам дается 2 минуты.
Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
На деревьях обитают кроты и землеройки. (-)
Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)