II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.
Ученики. Растение.
Учитель. Сегодня вы должны постараться еще больше узнать о жизни растений, а учебник и учитель вам в этом помогут. А о ком еще мы будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Задания к кроссворду:
1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если потребуется путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
2. Из травы выглядывает веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.
3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – белопушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.
4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками.
8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.