Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, а что такое луг в вашем представлении?
3. Проверка домашнего задания.
- А теперь расскажите, о каких луговых растениях вы подготовили сообщения. (Сообщения учащихся о растениях луга: цветковых, кормовых, лекарственных, ядовитых. Ребята прикрепляют изображения растений на доску.)
4. Введение в новую тему.
- На прошлом уроке мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Подумайте, какие животные могут жить в таких условиях? (Предположения учащихся.)
- Сегодня мы поговорим о том, кто же живёт на лугу. Тема урока: «Животные – обитатели луга».
5. Работа над новой темой.
1) Крупные животные не могут жить на лугу, так как им негде прятаться. Зато мелких животных на лугу множество! Особенно много насекомых. А каких именно, вы узнаете, если разгадаете мои загадки.
Викторина «Узнай меня» (Дети отгадывают и размещают изображения этих насекомых на лугу)
1) Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Лечу – вою,
Сяду – землю рою. (Жук.)
2) Опустился вертолёт
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
3) Осенью в щель забьюсь,
А весной проснусь. (Муха.)
4) Сок из цветов я наберу
И в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела.)
- Сообщение ученика о пчёлах.
5) Над цветами я кружу
И без устали жужжу.
Черно-желтый, полосатый,
Шестилапый и усатый. (Шмель.)
6) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
- Сообщение ученика о кузнечике.
7) И жучок я, и коровка,
В черных усиках головка.
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные, в горошек. (Божья коровка.)
8) Раньше куколкой была,
Под корой в мороз спала,
Но проснулась в теплом мае
И на крылышках летаю.
Эти крылышки легки,
Как цветные лоскутки. (Бабочка.)
Физкультминутка «Бабочка».
2) Насекомые – основная пища для луговых птиц – жаворонка, перепела, коростеля,трясогузки. Жаворонок – одна из первых птиц, прилетающих к нам весной. Известен своим красивым пением. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы. (Рассказ учителя сопровождается записью голосов птиц.)
- На лугу живут полёвки и мыши, так как они питаются растительной пищей. Поохотиться на мышей прилетают совы.
- Так же на лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
- Как видите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом.
3) Луг в жизни человека. Охрана лугов
- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)
Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.
(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луг. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Все ошибки подчеркните красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? (5) Какие?Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.