Занятие «Путешествие в страну Доброжелательности: Учимся дарить тепло»
Занятие «Путешествие в страну Доброжелательности: Учимся дарить тепло»
Занятие направлено на формирование представлений о доброжелательности как о важном социальном качестве и развитие практических навыков проявления доброты, вежливости и эмпатии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие «Путешествие в страну Доброжелательности: Учимся дарить тепло»»
Конспект занятия по развитию социально-эмоциональных навыков
Тема: «Путешествие в страну Доброжелательности: Учимся дарить тепло»
Целевая аудитория: Учащиеся 2 класса (7–8 лет)
Форма проведения: Интерактивное занятие с использованием игровых упражнений.
Продолжительность: 35–40 минут
Цель: Формирование представлений о доброжелательности как о важном социальном качестве и развитие практических навыков проявления доброты, вежливости и эмпатии
Задачи:
1. Познавательные: Сформировать чёткое понимание термина «доброжелательность» и его проявлений в повседневной жизни.
2. Развивающие: Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека (эмпатию) и выбирать адекватные способы взаимодействия.
3. Воспитательные: Стимулировать желание совершать добрые поступки, проявлять вежливость и уважение к окружающим.
Оборудование:
• Карточки с ситуациями (для упражнения «Вежливые слова»).
• «Волшебный» мяч или клубок ниток.
• Карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость).
• Листы бумаги и цветные карандаши для каждого ученика.
• Музыка для фона (спокойная, мелодичная).
Ход занятия
Вводная часть (Мотивация) | 5 мин |
1. Приветствие и «Волшебный клубок». | Создание положительного эмоционального фона, упражнение на развитие доброжелательности. |
Педагог: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала давайте подарим друг другу немного тепла." Педагог начинает, держа клубок ниток: называет имя соседа и говорит ему что-то приятное или комплимент, затем передает клубок. | Учащиеся по очереди называют имя соседа, говорят ему комплимент и передают клубок. В конце образуется «сеть доброты».
II. Основная часть (Игровые упражнения) | 25 мин |
2. Беседа «Что такое доброжелательность?» Педагог: "Посмотрите на нашу сеть. Как вы думаете, что мы сейчас делали? Это и есть доброжелательность. Как вы понимаете это слово? Какие слова говорят доброжелательные люди?" (Записывает ключевые слова на доске: улыбка, вежливость, помощь, внимание). | Дети высказывают свои мнения, определяют понятие «доброжелательность». | Фронтальная беседа, словарная работа. |
3. Игра «Угадай настроение» (Развитие эмпатии). Педагог показывает карточки с эмоциями (радость, грусть, обида, удивление). "Доброжелательный человек всегда замечает, что чувствует другой. Как вы думаете, что чувствует этот человек? Как вы можете ему помочь?" | Учащиеся называют эмоцию, объясняют, по каким признакам её узнали, и предлагают варианты доброжелательной помощи. | Работа с карточками эмоций.
4. Упражнение «Вежливые слова» (Практика). Педагог предлагает детям карточки с ситуациями (или зачитывает их): — Ты случайно толкнул друга.— Тебе подарили подарок, который тебе не нравится.— Ты просишь у друга карандаш. Учащиеся должны быстро и вежливо отреагировать. | Учащиеся в парах или индивидуально разыгрывают ситуации, используя вежливые слова («простите», «спасибо», «пожалуйста», «будь добр»). | Ролевая игра, закрепление навыков вежливого общения. |
Задания для упражнения «Вежливые слова»:
Форма: Разыгрывание коротких диалогов (инсценировка) или быстрый ответ.
Ситуации, требующие просьбы и благодарности
Просьба о помощи с учебником: Ты забыл дома учебник по окружающему миру. Урок уже начался, и тебе нужно посмотреть картинку. Как ты вежливо попросишь соседа по парте показать тебе свой учебник?
• Ключевые слова: «Извини, пожалуйста», «Будь добр», «Могу ли я взглянуть?», «Спасибо большое».
Просьба о проходе: Ты стоишь у доски, а твоя одноклассница загородила проход. Тебе нужно срочно вернуться на место. Как ты обратишься к ней, чтобы она тебя пропустила?
Благодарность за угощение: Твой друг поделился с тобой очень вкусным яблоком или конфетой. Как ты его поблагодаришь, чтобы ему было приятно?
• Ключевые слова: «Спасибо, очень вкусно», «Ты очень щедрый», «Мне очень приятно».
Ситуации, требующие извинения и сочувствия
Случайное столкновение: Ты бежал по коридору и нечаянно сбил с ног малыша из первого класса. Он уронил свои игрушки и расплакался. Что ты должен сказать и сделать?
• Ключевые слова: «Прости меня, пожалуйста», «Я не хотел», «Давай я помогу тебе собрать».
Опоздание на урок: Ты очень долго искал ручку в портфеле и опоздал на 3 минуты. Как ты должен обратиться к учителю, входя в класс?
• Ключевые слова: «Извините, пожалуйста, за опоздание», «Разрешите войти?».
Ситуации, требующие отказа и приветствия
Вежливый отказ: Твой друг зовет тебя играть в игру, которая тебе совсем не нравится, но ты не хочешь его обидеть. Как ты вежливо откажешься
• Ключевые слова: «Спасибо за приглашение», «Я бы с радостью, но...», «Извини, я занят/не хочу».
Приветствие после болезни: Твой одноклассник долго болел и сегодня впервые пришел в школу. Как ты его поприветствуешь
• Ключевые слова: «Здравствуй», «Рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?».
Ситуации, требующие комплимента и поддержки
Комплимент работе: Твоя подруга нарисовала очень красивый рисунок, но стесняется его показать. Как ты можешь её поддержать и похвалить?
• Ключевые слова: «Какой красивый рисунок!», «Мне очень нравится, как ты это сделал», «Ты настоящий художник».
Утешение друга: Твой друг получил низкую оценку и очень расстроился. Как ты можешь его утешить и проявить доброжелательность?
• Ключевые слова: «Не расстраивайся», «В следующий раз обязательно получится», «Я уверен, что ты справишься».
Ситуация, требующая уточнения
Просьба повторить: Учитель дал задание, но ты отвлекся и не расслышал последнюю часть. Как ты вежливо попросишь учителя повторить, чтобы не показаться невнимательным?
• Ключевые слова: «Простите, пожалуйста, я не расслышал», «Не могли бы Вы повторить?», «Будьте добры, объясните еще раз».
5. Игра «Передай добро». Педагог: "Сейчас мы будем передавать невидимое добро. Один из вас поворачивается к соседу и без слов, только мимикой и жестами, передает ему чувство радости, тепла, поддержки. Сосед должен принять это добро и передать дальше." | Учащиеся передают положительные эмоции по цепочке, используя невербальные средства общения. | Упражнение на невербальное общение, развитие эмпатии. |
III. Заключительная часть (Рефлексия) | 5 мин |
6. Рисунок «Моё доброе дело». Педагог: "Нарисуйте на листе бумаги то доброе дело, которое вы обязательно сделаете сегодня или завтра. Это может быть помощь маме, поддержка друга или просто улыбка незнакомому человеку." | Учащиеся рисуют свои планы добрых дел. | Творческое задание, закрепление мотивации.
7. Итог занятия. Педагог: "Мы завершили наше путешествие. Помните: доброжелательность — это не только слова, но и поступки. Начните с улыбки! Спасибо вам за занятие!" | Учащиеся прощаются, обмениваются впечатлениями. | Подведение итогов, поощрение. |