kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие "Исторические корни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие интегрированного характера. Его материалы можно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Исторические корни"»

Разработка материалов занятия по реадаптации

для учащихся 4-х классов МБОУ «Гимназия № 1»


Занятие «Исторические корни»

Цели занятия:


  1. Познакомить учащихся с историческими корнями русского народа, опираясь на уже имеющиеся знания и социальный опыт учащихся.

  2. Работать над развитием речи учеников, учить формулировать высказывание, умозаключение, делать вывод.

  3. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к истории родной страны, стремления ощутить себя частью великого русского народа.


Задачи занятия:

  1. Дать пропедевтическое представление о «новых» учебных предметах (история, литература) для успешной адаптации при переходе на новый уровень образования (5 класс).

  2. Работать над совершенствованием орфоэпической техники чтения произведений различного жанра у учащихся начальной школы.


Вступительная беседа для выявления первоначальных представлений учащихся по заявленной теме занятия:

  • Подумайте, о чём мы поведём разговор на нашем занятии?

Варианты ответов: об истории нашего народа; об исторических его корнях.

  • Попытайтесь объяснить смысловое значение названия занятия Исторические корни

Варианты ответов: узнаем об истории и традициях русского народа.

  • Зачем людям ХХI века ворошить глубину веков, старину- стародавнюю?

Варианты ответов: это необходимо для нашего будущего, для пополнения багажа знаний.


Обобщение: Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Нельзя считать себя образованным человеком, гражданином своей страны, не зная истории этой страны, её обычаев и преданий, жизни наших предков.


Создание проблемной ситуации для определения темы занятия и постановки целей:

  • Кто же были наши предки?

  • Под каким именем они вошли в историю?

Расшифруйте анаграмму: ЕНЛСАВЯ - СЛАВЯНЕ (появляется запись на доске)

Звучное, красивое имя носили наши предки, проживавшие на центральной части теперешнего Российского государства. Выясним значение этого слова (имени).

Учеными выдвинуты ряд предположений (гипотез) о толковании значения слова СЛАВЯНЕ

Версии: академика Рыбакова «Послы венедов...» и ученого Ломоносова «Прославившимся...» (рассказывают ученики, подготовившие сообщения)

Обсуждение:

Выберите понравившуюся версию и аргументируйте свой выбор. (ответы учащихся)

Мы остановимся на версии М. Ломоносова «Прославившимся...». Дайте объяснение словам «слыть» или «прослыть». Вывод: т.е. быть или стать известным, славным, прославиться. А нашим предкам было чем прославиться. В истории известно, что это был героический и мужественный народ, беззаветно преданный своей земле, но непреклонный и суровый к ее врагам.

Что может быть подтверждением этому из материала по литературному чтению?

Фольклорные произведения о былинных богатырях (былины и богатырские сказки об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.)

Предлагаю вашему вниманию прослушать фрагмент былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (чтение подготовленным учеником, обсуждение по обозначенной проблеме)

Знакомство с гипотезой, объясняющей значение названия СЛАВЯНЕ

Автор этимологического словаря Фасмер связывает понятие СЛАВЯНЕ с обозначением этим именем жителя какого-либо определённого места. Так в старину река Днепр, по берегам которой селился народ, называлась Славутич, что в переводе с греческого языка обозначает «прибой», «плескаться». Таким образом, народ этот получил прозвище от названия бурной реки, а место его поселения назвали Славене.

Славутич, Славене - эти названия хорошо прослеживаются в наименовании наших предков. Так видно Славяне, Славутич, Славене. (все слова воспроизведены на доске перед учащимися)

Думаю вы, ребята, согласитесь: гипотеза очень интересная и заслуживает безусловного внимания и права на существование.

Не менее интересна история жизни наших предков. Попытаемся понять, как жили, во что верили наши предки. (Беседа по Мировому древу)

Рассказ учителя о Мировом Древе: Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях — тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.




Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности, до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается — зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки — именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле — это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него, либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами (порталами) в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней.


Рефлексия

Предлагаю выяснить. на сколько вы были внимательны, как запомнили материал


Задание 1. Найти закономерность и выделить лишнее понятие. Обоснуйте своё решение.

Даждьбог, Сварог, Ярило, Морана.

Задание 2. По загадкам определить славянские божества, образ жизни наших предков (их занятия)

ЗАГАДКИ

Стихия – пламя, Этот Бог

Кузнец галактики (Сварог)

Отец его кузнец Сварог.

Бог плодородия (Даждьбог)

Сын Велеса и мамы Дивы

Давно забыт несправедливо.

Небесных лон – дом этого светило,

А имя у него – Ярило.


Почитание Богов нашими предками выражалось в заклинаниях, с которыми они обращались ко всесильным Богам. Народная мудрость сохранила память о тех событиях в закличках (произведениях малых фольклорных жанров)


Солнышко- вёдрышко!

Выгляни в окошко,

Дай землице тепла.

А нам всем - добра!


Задание3. Предлагаю сочинить своё заклинание одному из славянских Богов.

Необходимо соблюдать следующие правила:

  • выбрать Бога, к которому обратимся;

  • восхвалить Бога, указав его особые достоинства (качества);

  • обратиться к Богу с просьбой

Работу проводим в малых группах, распределив самостоятельно роли между собой


Для данной работы предлагаю вам использовать опорные слова-определители (эпитеты):

могущественный, всесильный, прекрасная, нежная, страшная, смертоносная, милостивый, светлоликий, всемогущий, щедрый.

(так же можно добавлять свои эпитеты)

Пример: О, Перун! Бог всесильный и всемогущий! Сдержи свой гнев! Укроти стихию! Пусть громы твои и молнии не принесут нам горя, не сожгут наши дома! О, всемогущий Перун!!!

Прослушиваются работы учащихся, выполняется оценка работ, сопоставляется с мнением самих авторов (самооценка), проводится аргументация высказываний учащихся (шкала успеха)

Звучит таинственно-тревожная музыка. Появляется баба-Яга (одна злая, другая добрая) По импровизируемым сюжетам ученики определяют характер Бабы-Яги.


Рассказ о роли Бабы-Яги в жизни и веровании славян. (Баба-Яга Берегиня домашнего очага и Баба-Яга злая колдунья, наказанная за зло превращением в змею - Баба-Змея, Баба-Яга костяная нога).


Задание 4. По отрывкам из сказок определить характер и роль Бабы-Яги, указать название сказки. Предлагаются отрывки из сказок: «Баба-Яга», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая» и др.)

Назовите, какие ещё сказки с этой героиней вы читали. Какие это сказки?

Ученики дают определение фольклорной сказки, указывают её особенности и виды; конкретизируют отличительные признаки фольклорной волшебной сказки.

Задание 5. Работа с выставкой книг по теме данного занятия. Рассказ подготовленного ученика о книгах, представленных на выставке: энциклопедическая литература, сборник «Мифы древних славян», сборники народных сказок в обработке А.Н. Афанасьева; А.Н. Толстого; В. Булатова

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти. (С. Островой)


Вывод по теме занятия «Исторические корни»


  1. Какие научные проблемы мы попытались сегодня решать совместными усилиями?

  2. Что помогает человеку познавать историю своего народа, его прошлое?

  3. Как вы определите понятие «исторические корни»?

  4. Оцените занятие и свою роль в его работе. Самооценка проделанной на занятии работы. (сигнальные карточки).


Заключительные слова учителя:


«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.»

А.М. Горький

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.»

М.В. Ломоносов





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Занятие "Исторические корни"

Автор: Панина Елена Игоревна

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Занятие "Александр Невский-гордость нации" "
    ["seo_title"] => string(45) "zaniatiie-alieksandr-nievskii-ghordost-natsii"
    ["file_id"] => string(6) "218419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433778991"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Внеклассное занятие по русскому языку  Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название. "
    ["seo_title"] => string(111) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-tiema-pochiemu-niekotoryie-ptitsy-poluchili-imienno-takoie-nazvaniie"
    ["file_id"] => string(6) "246833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446463774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Занятие в детском саду на тему "Государственные символы-это одна из незыблемых основ нашего государства""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie_v_dietskom_sadu_na_tiemu_gosudarstviennyie_simvoly_eto_odna_iz_niezybl"
    ["file_id"] => string(6) "418170"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495602471"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа факультатива по английскому языку "История Великобритании" "
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-fakul-tativa-po-anghliiskomu-iazyku-istoriia-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "235893"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443880646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства