Внеклассное занятие по русскому языку Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название.
Внеклассное занятие по русскому языку Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название.
Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название.
Цели. Познакомить учащихся с исконно русскими словами; развить речь учащихся; привить любовь к птицам.
Оборудование. Картинки, запись голосов птиц, плакат, записи на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Вступительное слово учителя.
В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то издалека до меня доносится тихий свиристящий звук. Он будто льется на меня с неба. Что это?
Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперение розоватое, на голове – хохолок. Так вот кто издает загадочные звуки: «Свири-свири-свири!». Кажется, что поет само дерево.
- Догадались, что это за птицы? Это свиристели, которые в наши края прилетают только на зиму.
(Демонстрируются картинки с изображением этой птицы).
Идет словарная работа.
Свиристель
- В этом слове исторический корень свири (мы его выделим пунктирной дужкой). Современный корень свирист (выделим обычной дужкой). Родственное слово свиристеть (тоже выделим современный и исторический корни).
Чтение стихотворения учеником
Вспорхнула, с шумом улетая,
В кустах хохлатых птичек стая,
Это в зимние метели
Прилетели свиристели.
(З. Александрова).
Ученик читает загадку, остальные отгадывают, о какой птице идет речь.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на ветке
Весело снуют,
Гусениц мороженых…
Яблоки клюют. (Снегири).
(Т. Белозеров).
Показ рисунка с изображением снегиря.
Ученик рассказывает о снегире.
Учитель. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов–названий птиц.
- Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?
(Грамзапись с голосами птиц. Показ картинок с изображением этих птиц).
- «Синь-синь-синь!» - распевает в погожий день синичка.
- «Щег-щег-щег!» - щелкает щегол.
- «Пел-пел-пел!» – выкрикивает перепел.
Учитель. Назовите птиц, голоса которых вы слышали.
(Запись на доске слов синичка, щегол, перепел).
Учитель. Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка.
Например: пение чибиса напоминает настойчивый вопрос: чьи вы?
Читают стихотворение В. Ершова «Чьи вы?».
Первый ученик. Шли мы лугом…
Из-под ивы,
Кто-то нас окликнул:
Третий ученик. Чьи вы?
Первый ученик. Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись! (хором).
Второй ученик. Он из гнездышка и вылез,
Мы узнали сразу:
Чибис! (хором).
Ученик. Сегодня мы поговорим о тех названиях птиц, которые возникли в результате подражания звукам - звукоподражания.
- Посмотрите на названия птиц, которые мы записали, и скажите, к какой части речи они относятся и почему?
- Подумайте и скажите, есть ли глаголы, возникшие на основе звукоподражания?
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название. »
Внеклассное занятие по русскому языку
Тема. Почему некоторые птицы получили именно такое название.
Цели. Познакомить учащихся с исконно русскими словами; развить речь учащихся; привить любовь к птицам.
Оборудование. Картинки, запись голосов птиц, плакат, записи на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Вступительное слово учителя.
В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то издалека до меня доносится тихий свиристящий звук. Он будто льется на меня с неба. Что это?
Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперение розоватое, на голове – хохолок. Так вот кто издает загадочные звуки: «Свири-свири-свири!». Кажется, что поет само дерево.
- Догадались, что это за птицы? Это свиристели, которые в наши края прилетают только на зиму.
(Демонстрируются картинки с изображением этой птицы).
Идет словарная работа.
Свиристель
- В этом слове исторический корень свири (мы его выделим пунктирной дужкой). Современный корень свирист (выделим обычной дужкой). Родственное слово свиристеть (тоже выделим современный и исторический корни).
Чтение стихотворения учеником
Вспорхнула, с шумом улетая,
В кустах хохлатых птичек стая,
Это в зимние метели
Прилетели свиристели.
(З. Александрова).
Ученик читает загадку, остальные отгадывают, о какой птице идет речь.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на ветке
Весело снуют,
Гусениц мороженых…
Яблоки клюют. (Снегири).
(Т. Белозеров).
Показ рисунка с изображением снегиря.
Ученик рассказывает о снегире.
Учитель. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов–названий птиц.
- Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?
(Грамзапись с голосами птиц. Показ картинок с изображением этих птиц).
- «Синь-синь-синь!» - распевает в погожий день синичка.
- «Щег-щег-щег!» - щелкает щегол.
- «Пел-пел-пел!» – выкрикивает перепел.
Учитель. Назовите птиц, голоса которых вы слышали.
(Запись на доске слов синичка, щегол, перепел).
Учитель. Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка.
Например: пение чибиса напоминает настойчивый вопрос: чьи вы?
Читают стихотворение В. Ершова «Чьи вы?».
Первый ученик. Шли мы лугом…
Из-под ивы,
Кто-то нас окликнул:
Третий ученик. Чьи вы?
Первый ученик. Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись! (хором).
Второй ученик. Он из гнездышка и вылез,
Мы узнали сразу:
Чибис! (хором).
Ученик. Сегодня мы поговорим о тех названиях птиц, которые возникли в результате подражания звукам - звукоподражания.
- Посмотрите на названия птиц, которые мы записали, и скажите, к какой части речи они относятся и почему?
- Подумайте и скажите, есть ли глаголы, возникшие на основе звукоподражания?