kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заглавная буква. Конспект урока русского языка во 2 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тайны имени

(Русский язык 2 класс)

 

   Урок разработан  учителем начальных классов  МОБУ СОШ №2                                                              с.Бижбуляк Бижбулякского района   Республики Башкортостан       Сидоренковой Л.А.

 

 

Тема урока: Заглавная буква в именах и фамилиях.

Цели:
образовательные

  • ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
  • расширение детского кругозора;
  • углубление знаний из личного опыта детей;
  • раскрыть тайны имени ребенка.

воспитательные

  • воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
  • воспитание патриотических чувств к малой Родине

развивающие

  • развивать речь детей; развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,
  • отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,
  • аудиозапись фрагментов песен,
  • таблички с фамилиями,
  • презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рус яз 2 кл загл буква»

Тайны имени

(Русский язык 2 класс)



Урок разработан учителем начальных классов МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк Бижбулякского района Республики Башкортостан Сидоренковой Л.А.





Тема урока: Заглавная буква в именах и фамилиях.

Цели:
образовательные

  • ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);

  • расширение детского кругозора;

  • углубление знаний из личного опыта детей;

  • раскрыть тайны имени ребенка.

воспитательные

  • воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

  • воспитание патриотических чувств к малой Родине

развивающие

  • развивать речь детей при; развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,

  • отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,

  • аудиозапись фрагментов песен,

  • таблички с фамилиями,

  • презентация



Ход урока.

1. Организация класса (эмоциональный настрой детей). Слайд №1.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

II. Постановка задач урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Заглавных Букв.

Вспомните, когда вы познакомились с заглавной буквой и что о ней узнали.

Тема нашего урока « Заглавная буква в именах и фамилиях». Слайд №2

2. Минутка чистописания. Слайд №3

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе. (М, м) Ммм Мммм Ммммм

- Запишем последнее предложение и найдем главные члены. (Один ученик у доски).

3. Продолжим наше путешествие. Нас встречают сказочные герои, а мы должны ответить, почему их так зовут?

Задания:

А) В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела маленькая девочка. Ростом она была всего один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка ). Назовите автора(Г.Х.Андерсен). Слайд №4

Б) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…(Снегурочка). Слайд №5

В) Как зовут доброго доктора из сказки К. И. Чуковского?(Айболит).Слайд №6

Г) Вспомните имена малышек – коротышек, из какого они произведения? («Приключения Незнайки и его друзей»), (Незнайка, Тюбик, Знайка, Гусля). (Автор Н.Носов) Слайд №7

- Как записываются имена героев сказок?

Почему их так зовут? Посмотрите, какие выразительные имена дали авторы своим персонажам. И ненужно долго гадать, что они означают.

Снегурочка названа так потому, что она сделана из снега.

Дюймовочка получила такое имя за свой маленький рост (дюйм – мера длины, равная 2,5 см).

Знайка – за свою любознательность.

Айболит – за то, что лечил больных.

4. Наше путешествие продолжается, окунемся в стародавние времена.

- Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году ( Зим, Вешняк, Мороз). Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

5. «Ты и твоё имя».

У каждого из нас есть имя. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите на экран. Слайд №8. А о ваших именах вы узнаете из карточек – сюрпризов.

- Кто так тебя зовут близкие? Это полное имя или сокращённое? Когда ты станешь взрослым, как тебя будут звать? А теперь скажите, как ласково вас называют бабушки и мамы?



- ( Игра «Не ошибись» Слайд №9 дети должны записать сокращённое или наоборот.)

- Назовите имена с двойными согласными. Слайд №10

- Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. Слайд №11. Запись предложений: (Саша – верный друг. Саша – прилежная ученица.) Можно провести комментированное письмо.

- Имена, образованные от названия цветов. Слайд №12

- Кто такие тезки? Слайд №13

-Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе 8 Тань – это прямо наказанье!

Ведь у них, куда не глянь, всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут «Таня встань!» встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках…

- А как вы думаете, как можно разобраться в новичках? (по фамилиям).

- Из истории русских фамилий нам расскажет Надя.

- Послушаем стихотворение Г.Граубина «Прадеды»

6. Тестирование.

- Перед вами задание выбрать правильно букву: заглавную или строчную и вписать в карточки. Слайд №14. (Взаимопроверка. Оценивание.) Слайд №15.

7. Итог урока.

- Для чего же нужно имя?

- Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей называют города, улицы и многое другое. Что же такое имя? (Имя - отличительное название, обозначение человека, которое даётся при рождении).

- Вот теперь я хочу проверить, знаете ли вы знаменитых на весь мир людей? Слайд №16. Нужно сопоставить записи.

Объясните пословицы «Без имени ребёнок – чертёнок».Что значит «гордиться своим именем»?

8. Заключение.- Что интересного вы узнали об именах? Чем запомнился сегодняшний урок?









































Приложение



Г. Граубин «Прадеды»


Кем был твой прадед на Руси – 
Свою фамилию спроси. 
Есть в каждом классе Кузнецов. 
Кто прадед Кузнецова? 
Он был из рода кузнецов, 
Отец отца отцова. 
У Гончарова прадед знал 
Гончарный круг и глину. 
У Дегтярёва – дёготь гнал, 
В дегтярне горбил спину. 
Быть может, юный Столяров 
И с долотом не сладит, 
А прадед был из мастеров, 
Он столяром был, прадед. 
С пилою Пильщиков дружил, 
Мял Кожемякин кожи. 
В атаки Воинов ходил, 
Стрельцов сражался тоже. 
Звучат, как музыка, как стих, 
Фамилии простые. 
Вглядись – и ты увидишь в них 
Историю России.



З. Александрова “Восемь Тань”


В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье! 
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто 
Разобраться в новичках…











Просмотр содержимого презентации
«през.рус яз»

Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 2 с. Бижбуляк Сидоренкова Л.А.

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 2 с. Бижбуляк

Сидоренкова Л.А.

Тема:

Тема:

Минутка чистописания Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе.

Минутка чистописания

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.

Александр (греч.) – защитник Наталья (лат.) – родная Геннадий (греч.) – благородный Зоя (греч.) – жизнь Константин (лат.) – стойкий Регина (лат.) – царица Виктор (лат.) – победитель Диана (лат.) - божественная

Александр (греч.) – защитник

Наталья (лат.) – родная

Геннадий (греч.) – благородный

Зоя (греч.) – жизнь

Константин (лат.) – стойкий

Регина (лат.) – царица

Виктор (лат.) – победитель

Диана (лат.) - божественная

Имена полные и сокращённые
  • Имена полные и сокращённые

Настя-Анастасия

Василий – Петя -

Оля – Татьяна -

Коля – Вова -

Светлана - Елена -

Имена с двойными согласными
  • Имена с двойными согласными

Анна, Алла, Инна, Жанна, Геннадий, Кирилл

Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам
  • Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам

Саша, Женя, Юля, Валя

Имена, образованные от названия цветов
  • Имена, образованные от названия цветов

Лилия, Роза, Резеда

Кто такие тёзки?
  • Кто такие тёзки?

(вставить фото тезок класса)

Тест ( У,у)читель (П,п)етр(С,с)ергеевич, (К,к)орова (З,з)орька, (Г,г)ород (Б,б)елебей, (Р,р)ека (Д,д)ема,  (С,с)обака (Т,т)резор. У (Л,л)илии в руках (Л,л)илии. Наша (Р,р)оза любит (Р,р)озы.

Тест

( У,у)читель (П,п)етр(С,с)ергеевич,

(К,к)орова (З,з)орька,

(Г,г)ород (Б,б)елебей,

(Р,р)ека (Д,д)ема,

(С,с)обака (Т,т)резор.

У (Л,л)илии в руках (Л,л)илии.

Наша (Р,р)оза любит (Р,р)озы.

Проверка Учитель Петр Сергеевич, корова Зорька, город Белебей, река Дема,  собака Трезор. У Лилии в руках лилии. Наша Роза любит розы.

Проверка

Учитель Петр Сергеевич,

корова Зорька,

город Белебей,

река Дема,

собака Трезор.

У Лилии в руках лилии.

Наша Роза любит розы.

Тест Первый космонавт - Александр Сергеевич Пушкин Великий русский поэт - Петр Ильич Чайковский Известный писатель - Юрий Алексеевич Гагарин Русский композитор - Лев Николаевич Толстой

Тест

Первый космонавт -

Александр Сергеевич Пушкин

Великий русский поэт -

Петр Ильич Чайковский

Известный писатель -

Юрий Алексеевич Гагарин

Русский композитор -

Лев Николаевич Толстой

Великий русский поэт- А.С.Пушкин

Великий русский поэт- А.С.Пушкин

Первый космонавт – Ю.А.гагарин

Первый космонавт – Ю.А.гагарин

Известный писатель – Л.Н.Толстой

Известный писатель – Л.Н.Толстой

Русский композитор – П.И.Чайковский

Русский композитор – П.И.Чайковский

Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • http://www.fabrikaglamura.ru/forum/t27828,4-.htm
  • http://michutka.3dn.ru/load/valeologija/uroki_ajbolita/zanjatie_3_v_srednej_gruppe_quot_zdorove_glavnoe_bogatstvo_quot/73-1-0-611
  • http://www.mobilmusic.ru/file.php?id=703808
  • http://www.dedmoroz-dedmoroz.ru/news/0011/
  • http://ria.ru/photolents/20100426/summit_g20_04092013
  • http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHizn-L.N.Tolstogo/008-Lev-Nikolaevich-Tolstoj.html
  • http://abunda.ru/print:page,1,43565-citaty-v-fotografiyah-42-foto.html
  • http://900igr.net/kartinki/astronomija/Viktorina/135-JUrij-Alekseevich-Gagarin-otkryvshij-dorogu-v-kosmos-obletel-zemnoj.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Заглавная буква. Конспект урока русского языка во 2 классе.

Автор: Сидоренкова Лилия Аухатовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме: «Закрепляем писать суффиксы -ёнок-, -онок» 2 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemiezakriepliaiempisatsuffiksyionokonok2klass"
    ["file_id"] => string(6) "279977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453306084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Строчная и заглавная буквы ц, Ц" (конспект урока русского языка в 1 классе)"
    ["seo_title"] => string(81) "strochnaia-i-zaghlavnaia-bukvy-ts-ts-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "268096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450542375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства