3. Активизировать познавательную деятельность ребят
Форма проведения: развлекательная программа с элементами сказки и викторины
Предварительная подготовка: подбор материала, раздача слов для заучивания, подготовка костюмов, подготовка презентации, музыкальное оформление
Оборудование: рисунки, предметы, картинки по теме «Природа», музыкальное и техническое оснащение, слайды
План:
1. Вступительное слово
2. Сбор команды, отборочный тур
3. Показ экологической сказки
4. Конкурс «Угадай по описанию»
5. Конкурс «Правила поведения в лесу»
6. Конкурс «Хвостатая викторина»
7. Конкурс «Забавная анатомия»
8. Подведение итогов
Ход мероприятия:
Ведущий: Дорогие друзья, а вы любите природу? Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу». На словах природу любят все. Но любить – значит знать. Знать – значит наблюдать в природе, помогать ей, читать о ней.
Чтец:
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства
А может, и не помним,
А будем сочинять.
Ведущий: И сказка у нас не простая, ее вы будете не просто смотреть, но и вместе с героями принимать самое активное участие. Сейчас нам нужно создать две команды. Для этого проведем отборочный тур, я задаю загадки, кто отгадывает, проходит и занимает свое место за этими столами.
Загадки:
- Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает (крот)
- Зимой и летом зелена, в лесу живет она, а ней иголки и коротки, и колки (ель)
- Сок из цветов берет и в сотах копит сладкий мед (пчела)
- Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)
- Цветное коромысло через реку повисло (радуга)
- Цветок, как бубенчик, беленький венчик, цветет он не пышно, звенит ли – не слышно (ландыш)
- Кто со всеми говорит, а его не видно? (эхо)
- Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто – камнями набито (шиповник)
- Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается (кошка)
- Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах истончала.
А когда пора настала, разом сделалась она, вся от ягоды черна (черемуха)
Музыкальное вступление
Ведущий:
Там, где речка и песок, и березовый лесок,
И болотце с тростником, где ромашковый пригорок,
Под большой пологой горкой, без хлопот и без забот,
Жили-были: Васька-кот, братец и его сестренка, и корова их – Буренка.
Рано утром встав, сестренка, попастись вела Буренку.
Братец дома оставался – есть готовил, прибирался,
Васька-кот мышей гонял, да сметану охранял!
Проигрыш
К слову скажем их корова, и мычать была здорова,
И к тому же знала дело: самый сочный клевер ела.
Воду чистую пила, словом, умница была!
Возвратившись вечерком, всех поила молоком.
Проигрыш
Но, однажды, кот их, Васька, опрокинул кринку с квасом –
Шалунишку отругали и на улицу прогнали
Проигрыш
Кот:
Как паршивого котенка! Пожалей меня, Буренка!
Я мышей ловил, ну подумаешь, разбил
Эту глиняную кринку – купят новую на рынке!
Корова:
Но такое обращенье – это просто униженье
Для домашних для котов
Ты к такому не готов!
Кот:
Раз они меня не ценят, в лес уйду - в зеленой сени
Стану диким я котом! Пожалеют ведь потом,
Что меня в лесу под елкой растерзают злые волки
Корова:
Вася, скоро ночь настанет, дети волноваться станут,
Погоди, не убегай
Кот:
Все! Гудбай май лав, гудбай!
Ведущий:
День за днем как в сказке кружит,
Кот в лесу живет, не тужит! Есть вода, и есть еда –
Он охотник хоть куда
Кот: (гулял в лесу)
Ух ты, а сколько здесь народу!
Ведущий: Да, здесь собрались дети и взрослые на экологическую викторину. Сейчас команд ждет первый конкурс. Хочешь, Вася, принять в нем участие?
Кот: Конечно, хочу.
Ведущий: Ну, тогда внимательно слушайте задание. Наш первый конкурс носит название «Угадай по описанию». Мы даем описание предмету, а вы называете ответ. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то получаете одну часть картинки, которую в конце игры нужно будет собрать
- Срежешь гриб и вскоре увидишь. Ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может потому и получил гриб свое название (белый гриб)
- Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная (костяника)
- Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать чуть ли не целое лукошко (опята)
- В одной сказке злая мачеха посылает зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (клюква)
- Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягодка. Первая ягода лета (земляника)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом (маслята)
- Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд (мухомор)
- Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (малина)
Ведущий: Хорошо справились с заданием. Ну, а наша сказка продолжается
Только вот какое дело, как неделя пролетела,
Утром, встав, сестренка снова погнала на луг корову…
Но любимый их лужок за ночь, будто кто-то сжег:
Почернел зеленый клевер.… Обе смотрят и не верят!
Тут заплакала Буренка:
Корова:
Что я буду, есть, сестренка?
Ох, беда! Видать пока, не видать нам молока!
Сестренка:
Что случилось с нашим лугом?
Кто ответит? Кто расскажет?
Шмель:
Я скажу вам, что случилось, как такое получилось?
Жил шмелиный наш народ на лугу из года в год
Мы ж не просто так летали – сладкий клевер опыляли,
Собирали сладкий мед, но притом из года в год.
Васька – кот мышей гонял – наши гнезда охранял
Кот:
Но меня лишил крыши – я ушел, а эти мыши,
Стали нападать на вас, и пришел ваш скорбный час!
Шмель:
Мы мышей не одолели, вот цветы и заболели!
Но лужок ваш оживет, если возвратиться кот!
Ведущий: Пойдет ли сестренка за Васькой в лес, мы узнаем, когда проверим, а соблюдают ли участники наших команд правила поведения в лесу. Итак, наш следующий конкурс «Правила поведения в лесу». Мы называем правило, а вы, если согласны – делаете один хлопок, а если не согласны, то молчите.
- В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать
- Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело
- Наконец-то можно пошуметь, покричать
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, противных гусениц можно прогнать
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится и вы не узнаете ни одной лесной тайны
Ведущий: Хорошо, молодцы, знаете правила поведения в лесу, получайте еще по одной части картинки. А что же у нас дальше в сказке происходит, смотрим
Сестренка:
Надо в лес скорей бежать, надо Ваську отыскать,
У него просить прощенья за худое обращенье
Приносил он нам всегда больше пользы, чем вреда
Корова:
Как в лесу дремучем страшно!
Где ты, котик наш несчастный?
Вася, я тебя зову! Отзовись скорее! Ау!
Ведущий:
Вскоре видят, на пригорке, у большой мышиной норки,
Васька мышку сторожит: у него довольный вид!
Корова:
Вася, Вася, кис-кис-кис! К нам обратно возвратись!
Без тебя нам, котик, туго! Всех шмелей прогнали с луга
Мыши серые! Беда!
Кот:
Не пойду я никуда! Я в лесу живу вольготно:
Занимаюсь я охотой, рыбной ловлей на ручье.
Не нуждаюсь я ни в чей заботе и ни в ласке!
От мышей спастись хотите? Сами их теперь ловите!
Ведущий: Вот ведь как кот обиделся, может быть, он и прав, а мы пока продолжим наш конкурс. Нас ждет «Хвостатая викторина». В этом конкурсе вы должны отгадать животное по описанию его хвоста
- Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие (кенгуру)
- На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а ней острый коготь (лев)
- Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка)
- Он ловил хвостом рыбу в проруби (волк)
- Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму (бобр)
- Черные треугольники на белой пушистой королевской мантии – это кончики их хвостов (горностаи)
- Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест (мыши и крысы)
- Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый (павлин)
Ведущий: Молодцы! Итак, вы получили еще одну часть картинки. Смотрим дальше нашу сказку
Сестренка:
Ты прости нас, милый кот,
Выгнали тебя и вот, мы теперь без молока,
Корова:
Без зеленого лужка,
Сестренка:
Без сметаны и без каши, творожка и простокваши!
Поступила я негоже, кринка мне была дороже,
Из избы тебя я, право, выгнать не имела права!
Ты уж, Вася нас прости, воротись, мышей уйми!
Ведущий: А вот чтобы Васька вернулся, нужно правильно ответить на вопросы еще одной совсем простой викторины «Забавная анатомия». Вопросы располагаются на вот таких бабочках
- У кого есть язычок, но нет рта? (Ботинок, пламя, колокол)
- У кого есть горлышко, но нет шейки? (Бутылка, графин)
- У кого есть ушко, но нет головы? (Иголка)
- У кого есть кисти, но нет рук? (Виноград, рябина)
- Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Цветы ноготки, календула)
- Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (цветы анютины глазки)
- Кто бежит без ног? (Ручей, время, река)
- Кто без рук, без ног, а двери и окна открывает? (Ветер)
- Кто без глаз, а слезами плачет? (Облако, свеча, сосулька)
- У кого есть усы, но нет лица? (Клубника, огурец)
Я не просто кот домашний, я – выходит самый важный,
Для избы и для полей, для коров, людей, шмелей
Только я сумею, право, на мышей найти управу!
Ведущий: В природе так устроено, в ней все вязано, как цепочка. Если нарушается звено цепочки, то все разрывается. Поэтому важно сохранять все живое, нравится нам это или нет.