"Взаимосвязь живой и неживой природы" конспект урока
"Взаимосвязь живой и неживой природы" конспект урока
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ресурсы:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
Презентация к уроку;
инструкция для создания моделей;
иллюстрации представителей животного и растительного мира;
картинки предметов живой природы, для создания взаимосвязи в природе;
стрелки из цветной бумаги;
«Шкала успеха»
Содержание урока
1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.
Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает? (в руках небольшой мяч -глобус)
Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:
(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,
чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)
Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.
2.Актуализация знаний
- Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
- Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 1)
Обсуждение проблемной ситуации.
А теперь разрешите спор двух школьников.
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.
Кто из детей прав?
Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю
Для этого вы должны отгадать загадки
-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное
-Назовите важнейшие признаки этих животн
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижениеличностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижениеметапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ресурсы:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
Презентация к уроку;
инструкция для создания моделей;
иллюстрации представителей животного и растительного мира;
картинки предметов живой природы, для создания взаимосвязи в природе;
стрелки из цветной бумаги;
«Шкала успеха»
Содержание урока
1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.
Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?
Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:
(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,
чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)
Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.
2.Актуализация знаний
- Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира! - Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 1)
Обсуждение проблемной ситуации.
А теперь разрешите спор двух школьников.
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.
Кто из детей прав?
Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю
Для этого вы должны отгадать загадки
-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное
-Назовите важнейшие признаки этих животных
Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (бобры)
Яркий мини вертолет Отправляется в полёт. Но зачем ему глаза? Да он просто …(стрекоза)
(тело покрыто шерстью)
Насекомые
Любит мух и комаров
Да имеет громкий зов
Вся зеленая скажу
Дом на речке и в пруду (лягушка)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
С хвостом, а не конь Рыба
С перьями, а не птица
Какой группы у нас не хватает? ( Пресмыкающиеся)
Кто относится к пресмыкающимся?
Сообщение детей, которые выступают в роли ученых исследователей
а) о бобре г) синицы
в) стрекозе
Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!
И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.
3.Самоопределение к деятельности
(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)
– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.)Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.
– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы? – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.(О том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам? – Какая учебная задача стоит перед нами на уроке?(Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.
-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.
Работа по теме урока
– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)
МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.
– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.
3. Работа над темой урока
а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.) – Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек) – Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.
– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.) – Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
б) Закрепление изученного
Работа в парах.
(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)
Какие связи вы увидели?
Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )
( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.
А можем, мы люди нарушить эти связи?
Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.
Почему нити называют невидимыми?
В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
в)Физкультминутка (о лягушке)
Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.
г)Работа в группах. Моделирование
Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки
Результаты работы обсуждаются всем классом
д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.
е) Проверка самостоятельной работы.
Просмотр мультильма «Сова» Бианки
Вопрос после просмотра.
Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?
Д.З. Составить ( при помощи рисунков и стрелок) схему взаимосвязи в живой и неживой природе в сказке «Сова»
4 Рефлексия. Вывод на с.67,
– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».) – Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.) – Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?
б). Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,
Ответы на вопросы
( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос
1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников
3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется
Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у
Окончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам,