Интегрированный урок литературного чтения и познания мира по теме В.В.Бианки "Сова".Взаимосвязь живой и неживой природы. тип урока: изучение нового материала. Цели: Продолжить знакомство с творчеством бианки, познакомить с содержанием текста, дать понятие о новом литературном жанре "сказки-несказки". Создать условия для углубления знаний уч-ся о природе, о пользе, приносимой человеку птицами. Развимвать речь уч-ся, воображение, логическое мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы и познания мира »
Тема: В.В.Бианки «Сова».
Взаимосвязь живой и неживой природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок. Создание условий для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами.
3. Воспитывать трудолюбие, любовь к чтению, бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Оборудование:
выставка книг В.Бианки;
презентация (Приложение);
карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
карточки с деформированным планом;
аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).
Ходурока
1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться?(Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Речевая разминка.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте, ускоряя темп.
-Прочитайте, замедляя темп.
3. Проверка домашнего задания.
- С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?
4. Актуализация знаний.
Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.
Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.
(Приложение. Слайд №3) «Кто это?»
5. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
6. Ребята, что вы знаете о сове?
6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
7 Сценка. Фрагмент телепередачи « В мире животных» (смотри приложение)
Ведущий. -Здравствуйте, уважаемые телезрители!
Сегодня, я вам расскажу об удивительном хищнике – сове. Науке известно не так много птиц, которые добывают свой корм в темное время суток.
- что же для этого нужно? - спросите вы.
-Хорошее зрение и слух.
Совы обладают великолепным слухом. Так, что они могли бы стать отличными музыкантами. Летает сова бесшумно. А так как поворачивает голову на 270 градусов, не поворачивает никто.
Звонок.
- К нам в передачу дозвонился телезритель. Давайте послушаем его.
Телезритель.
.-Здравствуйте! Уважаемая ведущая, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.
- Какими по величине бывают совы - и чем питаются?
Ведущий.
-На вопрос телезрителя, я попрошу ответить нашего ученого по семейству сов
Ученый.
Уважаемые, телезрители!
Самая маленькая сова - воробьиный сыч, его длина 17 см.
А самая большая сова – это филин, его длина 70 см.
Основной добычей сов являются мыши, может напасть на мелкую птицу, зайчонка.
Ведущий
- Большое спасибо за столь познавательный рассказ.
Уважаемые телезрители! А я не прощаюсь с вами, а говорю вам: « До новых встреч!»
8. Подготовка к восприятию нового материала.
Какие слова вам не понятны?
(Слайд №4) «Словарная работа»
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает
убегает.
Кормовистый
клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень
пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться
прятаться, таиться.
Раздолье
много места.
Как бы худа не вышло
как бы беды не было.
Чай белить
добавлять молоко в чай.
Пойло
питательное питьё для скота.
9. Первичное знакомство с текстом.
8.1. Чтение текста учителем и сильными уч - ся
- Понравилось ли вам это произведение?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
10. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.
- Скажите, к какому жанру относится это произведение?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
но они содержат также массу познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
11. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят?(Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) - Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят... Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка-сова, Большая головой. (Изобразить большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в группах. Проверка по слайду. (Слайд №5) На партах карточки, составить цепочку.
сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай
14. Работа над выразительностью чтения.
Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.
- С какой интонацией будете читать слова старика?
- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)
- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.
15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.
(Карточки с деформированным планом.)Работа в парах.
Рассердилась сова.
Молока у Коровы мало.
Шмели на чужих лугах гуляют.
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
Пошел Старик Сове кланяться.
Рассердилась сова. (1)
Молока у Коровы мало. (4)
Шмели на чужих лугах гуляют. (3)
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. (6)
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. (2)
Пошел Старик Сове кланяться.(5)
Взаимопроверка. (Слайд №6)
16. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали?
- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
17. Оценка за работу на уроке.
18. Домашнее задание. Читать и пересказывать сказку.