В Цветочном городе. Знаки охраны природы
Задачи: формировать представление об ответственности каждого человека за сохранность природы; рассказать о конкретных действиях, способствующих сохранности природных объектов; расширять кругозор; прививать познавательный интерес к окружающему миру, чувство взаимоуважения в конструктивном дело- ном общении с одноклассниками.
Формируемое УУД: ощущать себя объектом, способным охранять окружающую природу; выявлять взаимосвязи между понятиями и явлениями; регулировать внимание; выполнять творческие задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Эмоционально-волевая регуляция
(На доске плакат с изображением красивой чашки. Учитель говорит, что это та волшебная чашка, которая родилась в наших мыслях на одном из предыдущих уроков. Чашка эта остаётся волшебной, потому что чем ты больше отдаёшь доброты другим, тем больше доброты получаешь обратно.)
- Как узнать о доброте другого человека?
- Кто может назвать добрых людей?
Кого в нашем классе вы считаете очень добрым? (Учащиеся называют добрых, по их мнению, ребят. Но учитель обязательно должен сказать, что он не видит и не чувствует недобрых ребят в этом классе. Что, если дети пришли в школу учиться, это уже желание быть добрым, возможно, просто по не все умеют проявить свою доброту.)
— Как можно узнать о доброте?
— Можно ли всем стать добрее?
III. Развитие речевого аппарата
1. Артикуляционная разминка
(Языком поглаживать верхние и нижние зубы с внутренней стороны, имитируя движения маятника. Упражнение повтори 7-10 раз.)
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Задуй свечу»
(Спокойно и глубоко вдохнуть носом. Выдохнуть воздух тремя толчками, следующими один за другим и имитирующими задувание свечи.)
3. Работа над дикцией
— Произнесите несколько раз, меняя интонацию (веселая, грустная, усталая) и диапазон голоса (высокий, низкий).
Зинин зелёный зонтик зимовал в корзинке.
IV. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте две истории и попробуйте оценить поведение героев и объяснить, о чём заставляют задуматься э' истории.
История первая ;
Однажды летом Федя решил погулять в ближнем лесочке. По дороге он поздоровался с солнышком. Его лучи приятно ласкали лицо, плеч руки. Блестящие капли росы щекотали ноги.
Пчёлки давно проснулись и дружно гудели. Так они старательно собирали мёд.
А вот и лесок. Там пели птицы, стрекотали кузнечики, ткали свои причудливые узоры паучки.
От лёгкого ветра нежно шумела листва берёз, осин. Тихо журчал прозрачная вода в ручейке. Рядом незаметно, но очень дружно хлопе тали муравьи. Бегали мыши, стараясь не попадаться на глаза. У ни тоже очень важные дела. Мальчик радовался, сам не понимая чем; Ему хотелось сделать что-то особенное, доброе. Он ощущал радость и счастье. Рядом никого не было, никто не смешил его, но мальчик широко улыбался.
Ты в лесной тиши послушай Шум листвы и ветерка: Нежный он и очень тихий, Словно крылья мотылька.
К. Ибряев
История вторая
Белочка в лесу собирала орехи. Она очень любила свой лес. Ведь это её родной дом. Однажды в этот лес пришёл противный тип. Он небрежно сбил ногой красивый гриб, почему-то громко выругался сломал просто так ветку а потом выбросил её. Развёл костер вблизи муравейникаи, не потушив, ушёл вглубь леса, размахивая палкой и сбивая траву, кустики и всех, кто там живёт.
(После чтения следует выдержать минутную паузу, чтобы дать почувствовать важность передаваемых мыслей, чтобы дети успели воспринять информацию.)
- О чём вы задумались, когда услышали эти истории, что почувствовали? (Примерный ответ. Радость за мальчика Федю, на которого хочется быть похожим; о том, как он чувствует мир вокруг и умеет радоваться всему, мальчик умеет быть счастливым. А,У другого даже имени нет, он назван грубым словом «тип», с ним рядом неуютно, а самое главное — страшно.)
Надо учиться жить в гармонии с природой. В гармонии - значит согласованно, мирно и дружно, помогая друг другу.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об отношении человека к природе.)
V. Работа по теме урока
- Рассмотрите рисунки на с. 30 «Азбуки».
- Кто такие коротышки? (Маленькие жители Цветочного города.)
- Как их звали?
- В какой книге можно прочитать истории о коротышках?
(Учитель демонстрирует книги Н. Носова и ставит их на доступную детям книжную полку.)
- Как по именам коротышек можно догадаться об их любимых занятиях? (Ответы детей.).
- Распределите знаки по домам коротышек.
(Учащиеся распределяют знаки и объясняют свой выбор.)
- Для какого коротышки не хватило знака? (Для Незнайки.)
- Предложите для него свой знак и нарисуйте его.
(Проверка. Учащиеся объясняют выбор знака.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Можете ли вы сказать, что коротышки любят природу? Докажите, используя рисунки на с. 30-31. (Около домов
коротышек растут цветы, даже машина Винтика украшена цветочком. Названия улиц коротышек связаны с природой.)
(Беседа по вопросам и чтение правил на с. 32-33.)
VIII. Рефлексивно-оценочный этап
(Заранее подготовленные учащиеся читают стихи наизусть
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
Т. Собакин
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь! Всё это называется — црирода, Давайте же всегда её беречь!
М. Пляцковский
— Оцените свою работу на уроке.
— Кому нужна помощь учителя?
IX. Подведение итогов урока
— О чём мы говорили сегодня на уроке?
— С какими мыслями вы уходите с урока?