Педагогические задачи:продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
научатсяназывать некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Метапредметные:
познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;
регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;
коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Личностные:
проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Ресурсы урока
учебник, презентация www.shkola-abv.ru
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят,
На учителя глядят. (Слайд 2)
-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут
внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация учебной деятельности
1. Повторение пройденного.
- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.
Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука).
Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна).
Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей).
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки).
- Кто автор этих басен? (Слайд 3, 4)
2.Проверка домашнего задания.
- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.
А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.
- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)
III. Изучение нового материала.
1.Постановка учебной задачи и определение темы урока.
- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.
- Посмотрите на слайд (Слайд 5, 6), Кто изображён внизу на памятнике?
- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).
-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.
(После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).
- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)
- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.
- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). Слайд 7,8)
- Расскажите о повадках этих животных. Где они живут? (Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.
Лиса живет в лесу. Это хищное животное.)
2. Повторим понятия о басне и о морали.
Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость. (Слайд 9)
3. Знакомство с басней. (Грамзапись.)
Вы прослушайте и ответьте на вопрос.
Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?
Определения будут записываться на доске под картинками персонажей в течение всего урока.
4. Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).
Внимательно читайте о Вороне и Лисице.
5. Словарная работа.
–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь
толковым словарем. (Слайд 10, 11)
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем-либо.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Ангельский - нежный, добрый.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и
предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная
железа, а также ожирение шеи под подбородком.
На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.
Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.
Была такова - исчезла, скрылась.
Дыханье сперло - трудно стало дышать.
Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.
IV. Физкультминутка
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.) Сколько здесь у нас игрушек, Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лесу обхитрим, На носочках убежим. (Бег на носочках.) Всё вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели.
- выполняют.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Выборочное чтение.
-Какими словами автор характеризует Ворону?
-Какими словами автор характеризует Лисицу?
На доске появляется запись:
Ворона
Лисица
Взгромоздясь - тяжелая
Близехонько - быстрая
Призадумалась - неуклюжая
Сыр пленил - легкая
Бог послал - медлительная
Вертит хвостом - ловкая
- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?
Плутовка обманщица на ту беду
-Как лиса задумала получить сыр?
-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)
-Правда ли Ворона такая красивая птица?
-Правда ли Ворона хорошо поет?
-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.
-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.
-Зачитайте, что случилось с Вороной?
-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.
-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)
- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)
- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».)
- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?
Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.
Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.