№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
-
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Проверяют наличие необходимого к уроку | - А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Девиз нашего урока: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь» Слайд 1 | ЭОР №1, презентация к уроку Презентация | 1 мин. |
-
| Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовить мышление учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - водоёмы -естественный, искусственный -пресный, соленый - река, озеро, ручей, болото
- рыбы - птицы - звери -насекомые
Д. И у дохлой щуки живые зубы. – Маленькая рыбка лучше большого таракана. – Где щуки нет, там карась хозяин. – По течению только дохлая рыба плывет. – Снимай ерша с крючка не спеша. – На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких. – Ищи рыбу сам, ты ей не нужен. – За зиму и щука пиявками обрастает. – Ищи леща у хвоща, ерша – у камня. – Всякая килька лезет в селедки. – Знать бы ершу, когда щука зубы меняет. – Не учи рыбу плавать. ( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы)
- Нет растений. | – Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. Слайд 2 Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось? Слад 3 (Вод-о-ём-ы) - Вспомните, какие виды водоемов вы знаете? - Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать? Слайды 4, 5, 6 Постепенно на доске появляется запись: - Кто населяет пресный водоем? - Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Какие пословицы вы нашли? - Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега)
- Чего не хватает на нашем рисунке? | | 4 мин. |
-
| Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Дети читают вопросы: – Что растёт в пресном водоёме? – Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек? | – По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы: Слайд 7 Слайд 8 | | 1 мин |
-
| Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Группы выполняют задание | У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу: 1 группа: частуха 2 группа: кубышка 3 группа: водокрас 4 группа: рдест Карточка группы 1.Как выглядит растение? Опишите его. 2.В каких местах произрастает? 3.Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет? 4.Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет? | ЭОР № 2, карточки с заданиями для групповой работы Приложение 3.docx | 9 мин |
-
| Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Выступают с сообщениями о заданном растении Д. Есть: кубышка Д. Частуха растет у берега Д. На глубине растет кубышка Д. Водокрас на поверхности воды Д. Рдесты в толще воды
Д. Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб | Слайды 9,10,11,12
– Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу?
Все растения водоемов можно разделить на: - глубоководные растения; - растения, плавающие на поверхности; - растения оксигераторы; - растения прибрежной зоны. Слайд 13 Заполняем таблицу «Чему где расти удобно»
Физкультминутка Физкультминутка развивающего характера для психологического климата. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете, Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Хорошо мы погуляли И немножечко устали.
У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера». Учитель показывает детям книгу. Слайд 15 - А сегодня мы научимся определять их по гербариям, рисункам и описаниям в дополнительной литературе. На доске рисунки растений без подписи. Дети по дополнительной литературе и гербариям определяют растение и выбирают к нему подпись.(водоросли, кувшинка, рогоз, камыш, незабудка, осока, ряска, сусак)
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? | ЭОР № 3 , приложение 1 - текстовая информация по группам растений водоемов приложение 1.docx ЭОР №4,таблица «Чему где расти удобно» Приложение 6.docx | 10 мин |
-
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Инсценируют подготовленные учащиеся: Окунь и Щука – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода!
Головастик и Уж – Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –меня, что ли, ругаешь? – Не мешай, Головастик, я считаю! – Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли? – Каких там ворон! Считаю я, сколько вас,головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!
Д. Мы проследили цепи питания. – В природе все взаимосвязано. | – Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них. Слайд 16
Слайд 17
У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?
– Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество. Слайд 18 Слайд 19 | | 4 мин |
-
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Зачитывают некоторые взаимосвязи. ( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами.) Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения. | Работа в парах по карточкам. - В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой. Карточка: Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли. – Как растения и животные способствуют питанию растений? Слайд 20 Физкультминутка для глазных мышц. Упражнение 1. «Вращение». Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз. Упражнение 2. «Во все стороны». Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз. Упражнение 3. «Пальчик». Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз. Упражнение 4. «Кто там». Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз. Упражнение 5. «Сон». Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз. | ЭОР №5, карточки для работы в парах Приложение 4.docx | 6 мин |
-
| Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются | У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема. | ЭОР №6, творческие работы детей Приложение 2.docx | 6 мин |
-
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - узнать о растениях пресных водоемов. - научились определять растения с помощью гербария и дополнительной литературы - водоем – природное сообщество, обитатели которого связаны друг с другом
Дети оценивают свою работу. | -Ребята, какую цель мы преследовали на уроке?
-Чего достигли?
-Что нового узнали?
Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) результатами своей работы, потому что я (самостоятельно или при помощи…) справился(лась) с заданиями Слайд 21 | ЭОР №7, карточки с задание на самооценку Приложение 5.docx | 4 мин |