Просмотр содержимого документа
«Вода. Состояние воды»
Урок по познанию мира во 2 классе
« Вода. Состояние воды»
Раисова Алия Тингизовна
КГУ "Средняя школа № 2"
учитель начальных классов
г. Петропавловск
Цели: дать расширенное представление о воде, о её состояниях, значении в природе и жизни человека. Задачи: 1. Сформировать знания учащихся о состояниях воды, значении её в природе и жизни человека. 2.Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы. 3.Воспитать в детях бережное отношение к воде; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
Мы начинаем урок и давайте вспомним правила поведения на уроке.
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим. И тихонечко сидим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Проверка домашнего задания
Ребята давайте сначала вспомним пройденный материал и выполним тест на маршрутных листах.
1. Какогоо цвета воздух?
А. белого
Б. бесцветный
2. Имеет ли чистый воздух запах?
А. нет Б. да
3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А) азот
Б) кислород
В) углекислый газ
4. Человек не может прожить несколько минут без …
А) воздуха
Б) воды
В) пищи
5. Перечисли свойства воздуха :
III. Сообщение темы урока
Ребята, в нашей жизни есть вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. А название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в загадке.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
Итак, тема нашего урока «Вода, состояния воды»
Сегодня мы узнаем, как она может в природных условиях находиться одновременно во всех трех состояниях. Будем сравнивать, анализировать, и самостоятельно делать выводы. Ученик: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
Учитель:Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
IV. Работа с глобусом
Отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.
Ученики: глобус Учитель: - У меня в руках глобус.
Учитель: Что такое глобус?
Ученики: Глобус-это модель Земли, которая показывает форму нашей планеты.
Раскрутите глобус и посмотрите.
Какого цвета больше на глобусе?
Учитель: Как вы считаете почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего?
Учитель: Большая часть земной поверхности покрыта водой.
Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
Учитель: Найдите на глобусе название морей, океанов, озёр и рек.
V. Опыты. Состояния воды
Учитель: Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. - Учитель: Что будет предметом исследования? ( Вода.)
Опыт 1:
Учитель: Ребята, что у вас на партах в стаканчиках ?( Лёд)
Учитель: Потрогайте лёд на ощупь? Какой он? (Твёрдый)
Учитель: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
Лед – это вода в твердом состоянии.
Учитель: Давайте возьмём и погреем лёд.
Учитель: Что мы заметили?( Лёд тает)
Учитель: А почему лёд стал таять? (Потому что согрелся в комнате.)
Если оставить лёд на некоторое время в теплом помещении, то вскоре он растает и получится вода.
Учитель: Каким был лед? (Лед был твердые, очень холодный)
Учитель: Какая вода? ( Она жидкая.)
Учитель: Вода - это жидкое состояние.
Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердый лед превращается в жидкое состояние.
Опыт 2:
Учитель: Давайте поставим чайник с получившейся водой и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар,
Учитель: Воды становится все меньше, почему? (Испаряется)
Учитель: Куда она исчезает? (Она превращается в пар.)
Пар – это газообразное состояние воды.
Учитель: Какая была вода? ( Жидкая)
Учитель: Какая стала? (Газообразная)
Учитель: Почему?
Ученики: Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!
Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
VI. Составление кластера
Учитель: Ребята, давайте составим кластер и запишем, какие же бывают 3 состояния воды.
- Значит, в каких состояниях бывает вода? (в жидком, газообразном, в твердом)
VII. Работа в группе У вас на партах картинки. Вы должны выбрать и наклеить только те картинки, которые относятся к вашему состоянию воды.
1 ряд - Назовите воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней) 2 ряд - В газообразном. (Туман, пар, облака) 3 ряд - В жидком. ( Вода, роса)
Ребята какой вывод: вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
VII. Физминутка " Фиксики"
VIII. Рассказ о круговороте воды
Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.
Учитель: О чем говорилось в тексте?
Видеоролик "круговорот воды"
Тест ( на листах распечатан).
Зачеркни «лишнее»
1.Дождь- это вода ….
в твердом жидком газообразном состоянии
2.При температуре ниже нуля вода находится в…..
в твердом жидком газообразном состоянии
3.В воздухе всегда находится вода в…..
в твердом жидком газообразном состоянии
4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……
нагревание круговорот
5.Вода в твердом состоянии – это …
роса снег пар лёд
6.Под действием солнечных лучей происходит…
охлаждение испарение выпадение осадков
7.В жидком состоянии находится …..
пар вода снег
Итог урока:
Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?