Урок-шоу "Вода - кормилица природы"
Звучит музыка и на экране журчит вода. Выходит на сцену «Царица-водица», читает стих:
Вода! Задумайся над словом!
Здесь слышится журчание ручейка,
И тихие, бескрайние просторы, встают пред нами словно небеса!…
-Я водица - всех веществ на Земле- Царица.
Здравствуйте, ребята!
Вы, наверное, поняли, что тема урока «Вода». И сегодня этот урок буду вести я – водица – царица. Меня попросил ваш учитель по химии Н.С., чтобы вы познакомились со мной ближе, узнали обо мне больше.
Посмотрите на глобус – модель нашей планеты Земля. С космоса планета кажется голубой, ведь ¾ ее поверхности покрыта водой.
Сегодня на уроке знаете много нового о ней. А поможет нам вот эта удивительная книжка-малышка.
Страницы этой книжки не простые, а по-настоящему живые.
Открываем первую страницу.
Чтоб поближе вам узнать мою сестрицу – дистиллированную водицу. Нам надо знать ее состав. Ведь мы его не знаем. Для этого давайте поиграем: (выходит 6 учащихся). Вот вам по шарику, точнее по атому: надуйте – разомнитесь (завязывают)… вот атом кислорода, вот атом водорода. Теперь послушайте внимательно. Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Вам необходимо изобразить объединивших – молекулу воды. (проверяет и пишет на шариках химические элементы). Связывают три шарика, все садятся на места, и связанные шарики бросают на сцену.
Перелистываем страницу. «физические свойства»
Вода! – Знакомое и так незнакомое нам вещество, она жидкая, бесцветная, без запаха и вкуса, она бывает разная твердая, жидкая и газообразная. (разбрасывает из корзины снежинки и капельки воды)
Всем известно, что вода при 100°C – кипит
В ее присутствии почти ничего не горит.
При 0°C замерзает.
Плотность 1 – кто это не знает?
Вода вещество аномальное.
По-русски – ненормальное.
-Вот представьте,
-Все вещества при нагревании расширяются,
-Вода же вспомним, при замерзании – расширяется,
вода – хороший растворитель. Многие процессы не протекают вне раствора, т.е.
вода + лимонная кислота + сода.
Выходит Сергей.
Сергей: «чудо, чудо, разве это чудо!»
Вот и волшебник – хотя и недоучка. Покажу настоящее чудо!…
Сливают 2 прозрачны водицы – получают молочко
Вот это чудо!…
Опыт 1. BaCl2+Na2CO3=BaCO3+2 NaCl
Ну подумаешь чудо! Я добавлю еще водицы и исчезнет твое молоко
BaCO3
++
+ HCl
Опыт 2. BaCO3+HCl=BaCl(осадок раствора)
Фенолфталеин + NaOH=малиновый окрас
Сергей: Абракадабра. Сливаю, вино получаю
-Вот это чудо, так чудо! Вино –настоящее!
Царица-водица: пить вредно! Смотри!
Малиновый цвет + HCl = бесцветный раствор
Сергей: Сдаюсь – я точно волшебник недоучка!…
Царица-водица: Тогда садись и учись
Открываем третью страницу «химические свойства»
Вода – средней активности вещество.
Мультимедиа – химические свойства воды.
Царица-водица: Я вам продемонстрирую реакцию воды с металлами:
Mg+H2O=Mg(OH)2+H2
А еще вам покажу, что капля воды можно поджечь корабль
2Na+2H2O=2NaOH+H2
Открываем 4 страницу.
Я расскажу вам сказку. А вы послушаете внимательно и дайте ей название.
Жила – была обыкновенная капелька воды, мечтала стать принцессой.
Больше всего на свете она любила путешествовать. Однажды в жаркий летний день, лежала она на лепестке розы и мечтала о далеких странах и океанах. Незаметно она перегрелась и превратилась в пар, подхватил ее ветер и унес далекому облачку. Здесь капелька увидела своих сестричек, они веселились, кружились, взялись за руки и вместе упали на землю. Просочилась наша капелька через слой почвы, глины и попала в темное царство – тетушки грунтовой воды. Шли дни и капелька заскучала. Ей захотелось увидеть солнышко, но тетушка ее не отпускала. Тут на помощь капельке пришел братец родничок, он провел ее к братцу ручейку, а тот к матушке реке, и морю. Все помогали нашей героине. Оказалась она на поверхности океана, плывет, вспоминает о своем путешествии и снова припекает солнышко.
Подул сильный северный ветер и унес капельку высоко в небо. Здесь она увидела настоящих принцесс – в красивых кружевных платьях, сверкали ее сестрицы – снежинки, как же она была удивлена, увидев, она принцесса. Как же она была рада.
Вместе с подружками она полетела на землю и осталась лежать до весны, чтобы снова отправиться в путешествие.
Как же назовем мы эту сказку?
Переворачиваем следующую страницу.
Играет музыка – «Я водяной…»
Выходит несчастный водяной весь обвешанный надписями: болезнетворные бактерии, бытовые отходы, фенолы, сточные воды, нефть, соли тяжелых металлов и др.
Поет песню – «Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной,
Мои подружки – кислоты,
Да- сульфиды, фториды, хлориды, бромиды,
Нитраты, сульфиты и йодиды и ортофосфаты.
Тьфу, какая гадость,
И все они со мною,
Живу я под водою,
А мне глоток, а мне б глоток,
Чистой воды ключевой.
Водяной – смилуйся ты надо мною, сестрица-водица,
Нет больше сил моих в грязной воде находиться!
Кусают меня и щипают меня, бытовые отходы и мусор
Да, да!
Покинули все мой водоем,
И птицы, и рыбы – все мертво кругом…
Водица - ребята, давайте составим мы план,
Как нам водяного избавить от ран,
Как воду очистить нам быстро, друзья,
Чтоб все возвернулось на круги своя,
Чтоб рыбы плескались в прозрачной воде,
Мы фильтры поставим на трубах везде,
Чтоб в реках могли мы спокойно купаться,
И сливов химических нам не бояться,
На фабриках всех и на заводах,
Давайте очистим сточные воды.
Дезинфекцию в трубах мы проведем,
И чистую воду из крана нальем.
Чтоб совесть наша спокойной была,
Запомните это друзья:
Вода – помощник ценный, добрый,
И без воды признаться –
На мне прожить ни дня, тогда
Давайте же стараться,
Беречь всю воду на земле,
Не засорять ее нигде!!!
Водяной: «Ой, спасибо, неужели я буду жить в чистой воде!» (и уходит)
Открываем шестую страничку. Это интересно.
Водица - Открываем последнюю страничку, читает.
Дополняет –
- На выращивание 1т. пшеницы расходуется около 1500т.воды, а на 1т. хлопчатника – 10000т.
- В церквях с давних времен известно «святая вода». В воду опускают серебряные кресты и выдерживают там некоторое время, ионы серебра способны убивать болезнетворные бактерии, люди излечившись от некой болезни, верят в чудо «святой воды».
- Если всю воду равномерно распределить по земле, то образуется мировой океан глубиной 4км.
- В 16в. Королева Англии Елизавета I объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Она еще пока никому не вручена. В настоящее время для получения 1км³ пресной воды требуется 7млн.т. условного топлива.
И так, наша книга – прочитана, но прочитана она не до конца.
Пролистаем и вспомним о чем же наша книжка-малышка.
Ода воде.
Вода - задумайся над словом,
Мы всем обязаны воде
Ты – аш-два-о достойна оды
И дарим мы ее тебе!
Жила-была водица – всем веществам царица
Вы с ней всегда дружны и знать ее должны
Как хочется напиться в сухой и жаркий день,
Прозрачная водица – взбодрит, сгоняя лень
Вода в траве, в стволах деревьев
Нам без воды не жить и дня
Так утверждал сам Менделеев
И эта истина верна
Вода долбит горы породу
Все растворить стремиться
Наш вечный двигатель природы,
Прозрачная водица!
Вода кипит и этим самым
Приносит смерть микробам
Об этом мы должны знать с вами, не пить сырую воду
Вода – помощник ценный, добрый,
И без воды живой бы мир, признаться,
Совсем не смог бы размножаться…
На память о нашем уроке я дарю вам капитошку, на котором написано: «Вода – жизнь».
Я хочу чтобы вы знали воду и помнили об этом.