1. Организационный момент. 1 мин. Доброе утро, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. 2. Работа с текстом И. Дика «Красные яблоки» до чтения. 7 мин. Работа над темой. - Определим тему урока. - Что любят делать все дети? ………(играть) - Но есть игры, опасные, жестокие. В них играть …(нельзя) - Кто догадался, какая тема урока? - О чём может быть произведение, которое мы сегодня прочитаем? (Об играх, которые могут быть опасными, обидными…) Раздел. - Как называется раздел, который вы изучаете? («Мы с мамой и папой»). - Соотнесите тему урока и свои предположения. О чём может быть произведение? - Кто автор? Название. - О чём произведения И. Дика? (О детях, путешествиях.) - Какое произведение этого автора читали?(«В дебрях Кара – Бумбы».) - О чём это произведение? (Оно о ребятах, о взаимоотношениях детей и взрослых.) - Предположите, о чём будет произведение, если вы знаете автора, тему урока и раздел учебника. Работа с иллюстрацией. Следующий слайд с иллюстрацией к произведению И Дика «Красные яблоки появляется на экране. - В какое время года происходят события? (События происходят зимой, т.к. на дороге гололедица, кругом лежит снег.) - Что вы видите на переднем плане? (На переднем плане изображены люди, которые с трудом пытаются пройти по скользкой дорожке. Женщина теряет равновесие и роняет яблоки.) - Какое настроение у ребят? (Из окна дома мальчики наблюдают происходящее и веселятся.) -Что хотел сказать художник? (Мальчики не умеют сочувствовать другим людям и не понимают опасности, которую они наблюдают из окна.) Работа с ключевыми словами. На следующем слайде записаны ключевые слова. - Прочитайте. Дети читают. Объясняют значение слов: балансировать, наледь, вентиль. Балансировать – сохранять равновесие. Наледь – ледяная корка льда. Сорвало вентиль - кран для регулирования выхода жидкости. Красные яблоки Скорая помощь Мама Работа с афоризмом и пословицей. - Прочитайте афоризм и пословицу, записанную на доске. Как понимаете смысл? Они подскажут тему, героев рассказа. «Вперед чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов). «Нет милее дружка, чем родная матушка». 7)Создание проблемы. А теперь соотнесите тему, название, иллюстрацию, ключевые слова, афоризм, пословицу и предположите, о чём или о ком может быть произведение? Кто прав узнаем, прочитав. 3. Работа с текстом во время чтения. 18 минут 1) Чтение текста 1 –ой части вслух.10 мин. (Первая часть разбита на 5 фрагментов, которые читают 5 учеников. По ходу чтения идёт «диалог с автором», комментарий, антиципация.) Вопросы после чтения 1 фрагмента. - Чьи предположения подтвердились? - «Семенить ногами» как понимаете? (Идти маленькими шажками.) - Люди падали – это цирковое представление? - Что можно сказать о ребятах? (Дети не чувствовали чужой боли, не спешили помочь, а смеялись). - А что это дети наблюдали? Вопросы после чтения 2 фрагмента. - Так что же наблюдали? Подтвердились ваши мысли? - «Авоська» - синоним? (Плетеная из верёвок сумка.) - Детям было смешно. А как чувствовали себя прохожие. Им было весело? (Прохожие падали, получали ушибы, роняли вещи, им было не до смеха.) - Как поступят дети? Подумайте. (Побегут на помощь, скажут взрослым, найдут песок, чтобы не скользили дорожки…..) Вопросы после чтения 3 фрагмента. - Подтвердились ваши предположения? (Нет. Ребята не стали помогать прохожим, а стали развлекаться.) - Какую игру придумали? (Они загадывали: упадёт человек или нет, подсчитывали свои очки.) - Да ещё и остроумно комментируют. «Брякнется» - синоним…. (Упадёт). - Как вы относитесь к такому развлечению? (Такое развлечение не безобидно. Мальчики не понимают, что их заработанные очки – чья-то боль). - А упадёт старушка? (Нет. Так ответили все. ) Вопросы после чтения 4 фрагмента. - Перешла старушка опасное место. - Как ещё автор называет это место? Найди синонимы в тексте. (Злополучное место, наледь, хрустальное озерцо). - Почему образовалась наледь? - Она образовалась ещё вчера. А что можно было сделать? (Сказать взрослым, расколоть лёд, принести соль песок, соль….). - Как понимаете «сейчас поцелуется»? (Упадёт лицом вниз.) Заметьте: Валерка не только предложил игру, он довольно остроумно комментирует. Удержится мужчина? (Дети высказывают разные предположения). Вопросы после чтения 5 фрагмента. - Подтвердились предположения? - Мужчина, к сожалению, упал. А Валерка опять подсмеивается. Как назвал он мужчину? (Физкультурник.) - Почему встрепенулся Валерка? ( Он испугался, что это его мама.) - Мама близкий и родной человек. Её жалко. А других? (Без ответа.) - Попробуйте предположить, что произойдёт дальше? (Дети высказывают разные предположения: Физкультминутка. Изобрази: 2) Чтение 2 части. 8 мин. (Вторую часть для более эмоционального восприятия текста читает учитель.) - Откройте учебник на 114 странице. Я прочту, а вы проверьте свои предположения. - Что подтвердилось, что нет? - Почему Валерка сказал, что у Севы «голова трухой набита»? (Так говорят, когда хотят сказать, что человек не думает, что говорит). - Почему Валерка стал помогать снимать пальто, что раньше никогда не делал? (Он понял, как дорога ему мама.) - О чём хотите спросить Валерку? Почему не помог людям? Как можно соглашаться играть в такие игры? Отчего не помчался сразу к женщине, которая упала. Ведь она могла быть твоей мамой. Ты будешь дружить с Севой дальше? 4. Работа с текстом после чтения. 15 минут 1)Обобщающая беседа. 4 мин. - Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии. - Закройте глаза ладонями и представьте себя на месте Валерки. Вы смотрите в окно. На улице зима. На земле лежит белый - белый снег. И, вдруг, как вспышка, вы видите красные яблоки, разбросанные по снегу. (На экране появляется слайд.) - Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»? (Красные яблоки, выпавшие из сумки – это как свет, вспышка. Мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как дорога ему мама.) - Красный цвет – цвет опасности. Автор во время ВОВ был подрывником, чудом остался жив, поэтому цвет огня, взрывов и боли ему известен. А почему именно яблоки? - Яблоко – плод, результат. А что явилось результатом жестоких и глупых игр? - В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему! - О чем вы задумались, прочитав этот рассказ? (Как порой в игре мы бываем жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения). - Я рада, что ваши души рассказ взволновал, удивил, возмутил, значит, вы грамотные, думающие читатели. - Придумайте, кто сможет, другой конец этому рассказу, дома напишите. 2) Составление сравнительной характеристики героев. 5 минут. - Каких мы видим мальчиков в начале рассказа? - У кого изменилось отношение к игре? (У Валерки.) – В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму.) – Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося? – А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда) – Он остался каким? (Равнодушным) – Как вы думаете, изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки? - Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? - А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские? – Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? Прочитайте определения этих слов по словарю. - Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ученики выбирают подходящие карточки, работая в парах.) – Так кто же является другом по определению из словаря? Какими качествами он должен обладать? – С кем из них вы бы хотели дружить? Почему? - Если вы будете уважать друг друга, искренне поддерживать и понимать, то у вас всегда будут близкие друзья, способные в любую минуту прийти на помощь. 3) Закрепление знаний и способов действий. 6 минут. Дружба – это дерево, которое нужно поливать. - Как понимаете это высказывание? ( Дерево надо поливать, а друзья нуждаются а сочувствии, поддержке, помощи…) - Как созвучны ваши мысли с рассказом И.Дика «Красные яблоки?» - У нас на доске «выросла» яблонька, но ветерок, как и мальчишки из рассказа, зло пошутил и сорвал все листочки и яблочки. Поможем деревцу? Работать будем в группах. Первая группа. На листочках написаны игры, которые приносят только пользу и радость. Нужно отыскать их и вернуть яблоньке, а злые и жестокие игры даже не будем озвучивать. Дополните своими идеями. (Дети записывают свои игры на пустых листочках.) Вторая группа. На яблочках - добрые поступки, которые нужно совершать, чтобы ваши родители были счастливы, друзья вас ценили, а люди были благодарны. Плоды с жестокими и глупыми поступками отложите в сторону. Придумайте свои варианты, запишите на пустых яблочках. Третья группа найдёт пословицы, которые созвучны нашей теме, с мыслями автора и нашими, которые возникли при чтении рассказа. - Вспомните и другие пословице по теме, дома вы искали пословицы к разделу «Мы с мамой и папой». - Подумайте, кто будет защищать вашу группу. После защиты яблоня выглядела так: 5. Итог урока. 2 минуты. - Молодцы, ребята. Думаю, что после урока вы будете ещё бережнее относиться к людям. - А что можно сделать прямо сегодня? - Попробуйте понять и словом передать, что изменилось в вас? 8. Выставление отметок. Рефлексия. 2 минуты. - Я поставила отметки за чтение и активную работу ученикам… - Кого необходимо ещё отметить? - Оцените себя сами. Кто считает, что на уроке был грамотным читателем, активно принимал участие в обсуждении, делал правильные выводы, то возьмите на парте красные, спелые яблоки и разместите на нашей яблоне. А если вам удалось почти всё, но есть над чем поработать – жёлтое (почти созрело). Зелёное – почти ничего не понял. Сначала девочки, потом мальчики подбегают к доске и размещают свои яблоки. - Спасибо за работу. Продолжайте изучать литературу, делать правильные выводы, тогда меньше совершите ошибок в жизни. Дома прочитайте выразительно рассказ Иосифа Дика,не забудьте узнать об авторе дополнительную информацию; если сможете, то придумайте другой конец рассказа. | На доске записана тема урока, но карточки со словами перевёрнуты. Когда ученики называют слово – учитель его открывает. Дети высказывают первые предположения. Название произведения и автор записаны на доске и на слайде презентации к уроку. Дети: Нельзя смеяться над чужой бедой, а то придёт и к тебе несчастье, а помощи не дождёшься. Дети: Мама любит своего ребёнка сильнее всех на свете, всегда простит и поймет. Нужно отвечать ей тем же. Выслушиваются все мнения учеников. Фрагменты с текстом лежат на парте в перевёрнутом виде. 1фрагмент. Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг… хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! 2 фрагмент. Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. А вокруг валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и банки, выпавшие из авосек. К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и сбил её с ног. 3 фрагмент. - А давай так, - вдруг предложил Валерка, - будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл. -Давай, - согласился Севка и сказал: - Ну а как ты думаешь, во - от та старушка в платочке брякнется? - Брякнется, - усмехнулся Валерка. - А я говорю нет. И ребята, буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко. 4 фрагмент. Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место. -Э-э, хитрая старушенция попалась, - сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. А теперь во - он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь - сейчас поцелуется! - А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка. 5 фрагмент. Но «выиграл» Валерка. Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги и, потирая ушибленный бок, побежал дальше. - Молодец! Вот это физкультурник! Один – один, ничья! – сказал Валерка. – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке? Упадёт или не упадёт? - Хо, а это не твоя ли мамаша? - Моя мама?! – встрепенулся Валерка. - Да, Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: - Нет, не твоя. Твоя повыше. 2 часть. И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё собралась толпа. Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное. Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо, но он так и не смог - загораживала прохожие. Но вот приехала «скорая помощь» - и женщину увезли. Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики. - Ну давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет?- как ни в чём не бывало сказал Севка. А ты чего это разъярился? Ничего! Думай, что говоришь! Я и думаю! А не хочешь играть, я пошёл! - и Севка, обиженный, ушёл. «Ну куда же мама задевалась?» - думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. И вдруг в коридоре раздался звонок. Валерка подбежал к двери и распахнул её. .На пороге стояла мама - румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал Слайд для работы над заглавием. Дети: Весёлыми, беззаботными; придумали жестокую глупую игру; равнодушны к чужой боли. Выборочное чтение: «Ну давай ещё загадаем... Во - он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? - как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно.») Ребята работают с толковыми словарями. Карточки на партах: честный жестокий злой чуткий равнодушный отзывчивый надёжный На доске с обратной стороны заранее гуашью была нарисована яблоня без листочков и яблок. Представители групп выходят к доске и объясняют свой выбор. 1группа. Из данных игр дети выбирают интересные и полезные занятия. Ребята приклеивают листочки с играми на яблоню, дополняют предложенные учителем варианты. 2 группа размещает яблочки с записанными на них полезными поступками, предлагают свои идеи. 3 группа. Дети размещают пословицы на солнце, туче и яблоке, которое лежит на земле, объясняя выбор. Сердце матери лучше солнышка греет. (Пословицу помещают на солнце, доказывают свою точку зрения.) Человек познаётся в игре. (Помещают на тучку.) Ученики назвали ещё несколько пословиц к уроку, т.к. посчитали, что они созвучны с их мыслями и точкой зрения автора. (Нет такого дружка, как родная матушка. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Жизнь дана на добрые дела.) Получился примерно такой результат. |