1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок, начался урок.
Я вам улыбнусь, а вы улыбнётесь друг другу, и подумаете как хорошо что
сегодня мы вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
2. Мотивационный этап.
-Мы начинаем работать.
Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке
В этом славном сундучке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите.
В этом сундуке много интересных игр и заданий.
Знаете, под каким девизом мы сегодня будем работать?
-«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!»
-Как вы понимаете эти слова?
( Здоровье дороже любого богатства.)
3. Определение темы урока.
-Начнём урок с игры «Отгадай загадку»
Сначала вспомним правила отгадывания загадок.
Дослушать загадку до конца.
Отгадывают все, но отвечает тот, кто первый поднял руку.
Подсказывать друг другу нельзя.
Сидит дед
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. ( Лук)
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и маленькие детки. (Яблоко)
Сидит красна девица в темнице,
а коса на улице. ( Морковь)
Летом в огороде
Свежие, зелёные.
А зимою в банке
Крепкие, солёные. (Огурцы)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных живёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…( Лимон.)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин-
Это спелый (Апельсин.)
Все о ней боксёры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
А зовётся она…( Груша)
Сто одёжек и все без застёжек. ( Капуста)
- На какие две группы можно разделить эти предметы. (Овощи и фрукты)
Сообщение темы урока:-Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах.
4. Классификация овощей и фруктов.
Игра «Угадай, что лежит в корзинке?»
Дети угадывают предмет на ощупь.
Раскладывают овощи в корзинку,
фрукты на блюдо.
-Какие ещё овощи и фрукты вы знаете?
-Где растут овощи? (На огородах, в полях.)
-Где растут фрукты? (На деревьях, в садах).
Игра «Вершки и корешки».
-Что растёт над землёй? (Помидоры, огурцы, капуста, перец.)
- Что растёт в земле? (Морковь, свёкла, картофель, редиска.)
-Как собирают овощи? (Морковь- выдёргивают, картофель - выкапывают, капусту -срезают, помидоры и огурцы срывают).
5. Физкультминутка.
Задание: Если назову овощ, то нужно присесть. А если - фрукт, то -хлопнуть в ладоши.
6.Уточнение понятия овощи и фрукты.
Игра « Повар»
-Что можно приготовить из фруктов и овощей?
(Компот, варенье, салат, суп, борщ. )
- Положите в блюдо всё что нужно для салата, компота, борща.
Игра « Назови ласково.»
Яблоко - яблочко.
Игра «На каком дереве растёт?»
Яблоко - на яблоне,.
Игра « Угадай на вкус».
Дети угадывают фрукты и овощи на вкус.
7. Конкретизация понятия.
-Назовите ваши любимые овощи и фрукты. Мы едим овощи и фрукты только потому что они вкусные?
-Что такое витамины?-Слово «вита» - означает жизнь. Витамины нужны чтобы укреплять здоровье.
Витамины:
ВитаминА - необходим для того, чтобы хорошо расти, иметь хорошее зрение и зубы.
Содержится в луке, моркови, капусте, помидоре.
Витамин В - необходим для того, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не плакать по пустякам. Содержится в яблоках, редиске, свекле.
Витамин С - чтобы не болеть, быстрее выздоравливать, реже простужаться. Содержится в чесноке, луке, лимоне, апельсине, чёрной смородине.
Девиз нашего урока: «Будь здоров без докторов!»
Что поможет вам быть здоровыми без лекарств и докторов.
Историческая справка.
Лук. В средние века луковице приписывали чудесное свойство - предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман - обыкновенную луковицу.
Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. Поговорка о луке у славянского народа. (Лук от семи недуг.)
Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. От летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.
Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
Картофель.
С историей картофеля связано много забавных рассказов.
Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.
Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.
В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.
Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля- Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель - хлебу подспорье». Родиной картофеля считается Южная Америка.
Морковь.
В средние века морковь считали лакомством гномов - сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесёшь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо морковки найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и заплатят за любимое кушанье.
Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии для неё обрабатывают почву на глубину 1,5 м.
Капуста.
Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».
Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.
Капуста стала основой русских национальных блюд.
Огурец.
Родина огурца - Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.
В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.
С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.
8. Рефлексия.
Методика 5 пальцев:
-Что я узнал на уроке?
-Чего достиг?
-Каким было настроение?
-Чем и кого я порадовал?
-Что я сделал для своего здоровья?