«Мы и окружающий мир».1 класс.
Урок-путешествие.
Тема: « Мир растений».
Цели:- расширение знаний уч-ся о представителях мира растений;
- воспитание любви к родной природе.
1. Вы любите отгадывать загадки? И не боитесь трудностей? Тогда давайте попробуем отгадать загадки:
Есть у ребят зелёный друг Дом со всех сторон открыт
Весёлый друг, хороший. Он резною крышей крыт.
Он им протянет сотни рук Заходи в зелёный дом,
И тысячи ладошек. Чудеса увидишь в нём.
Лес.
Именно оттуда наш друг -Лесовичок. Он приглашает нас с вами в путешес-твие по огромному миру растений. В его большой корзине много заданий и вопросов, а также большое количество сюрпризов.
( Представление Лесовичка).
Итак, первое задание:
-Рассмотрите картинки.
(Представлены рябина, мак, клубника, малина, клён, ромашка.)
-Как одним словом назвать эти объекты? (Растения).
-Можно ли разделить их на группы? (Деревья, кустарники, травы ).
-Назовите существенные признаки каждой группы.
-Какие части мы выделяем у всех этих растений? (Корень, ствол или стебель, листья, цветки, плод с семенами).
-А пока мы всё это обсуждали, Лесовичок нарисовал вот такое растение.
-К какой же группе можно отнести его? (Лесовичок решил запутать детей).
-Молодцы, вы уже так много знаете о растениях.
2.А теперь Лесовичок решил проверить как дружно вы умеете работать. Отправляясь в путешествие с друзьями, мы должны друг другу помогать. Эту работу надо выполнить, работая в паре с соседом.
Задание Лесовичок подобрал очень сложное.
Перед вами листочки, на которых написаны представители разных групп растений. Соедините линией, к какой группе относится каждое растение.
Дерево Чёрная смородина
Кустарник Дуб Дельфиниум
Травянистое растение Ромашка Черника
(Проверка)
-Какое растение вызвало трудность при определении? (Дельфиниум).
-Можно ли утверждать, что мы всё знаем о растениях?
-Раз вы не испугались трудностей, Лесовичок проведёт нас тайными тропами и поможет узнать о растениях много интересного.
3.Мир растений многообразен и очень интересен. А изучает жизнь растений наука, которая называется- ботаника. Давайте попробуем побывать сегодня в роли ботаников. Согласны?
-И снова Лесовичок достаёт из своей корзинки загадки, но теперь отгад-ку необходимо показать карточкой и поместить слово-отгадку в крос-сворд.
(Дети готовят карточки, выкладывая перед собой лишь растения).
Русская красавица стоит на поляне.
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
Берёза.
(Показ карточки детьми, слово вставляется в кроссворд, рядом – карточка).
Берёзу принято называть символом земли русской. Но не только красотой радует нас берёзка. Весной, в апреле, у берёзы начинает течь сок. На местах трещин появляются капельки сока, чистые и прозрачные, как слезинки. Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём много разных вита-минов. Ещё в старину его пили для поддержания жизненных сил. Взяв сок
у берёзы, необходимо закрыть ранку смолой сосны, садовой замазкой или даже пластилином, чтобы сок больше не вытекал, а в ранку не попали микро-бы.
Что же это за сестрица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,а в иголках круглый год.
Ёлка.(или ель)
(Показ карточки детьми, слово вставляется в кроссворд).
-Почему ель круглый год в иголках? Что это за иголки у ёлки?
-А кто из вас знает, что такое хвоинки?(Это видоизменённые листья).
-Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Сосна, пихта, кедр ).
А Лесовичок спешит нас поправить. Принято считать, что все хвойные дере-вья стоят круглый год зелёными, но это не совсем верно.
Вроде сосен, вроде ёлок
А зимою без иголок.
Лиственница.
(Учитель показывает картинку лиственницы, слово в кроссворд).
-Кто из вас видел лиственницу? Это хвойное дерево можно увидеть у нас в городе.Осенью у этого дерева пожелтели все иголки, а с наступлением холо-
дов они опали. И стоит теперь лиственница без иголок.
-Давайте запишем это слово в наш кроссворд.
-Из древесины хвойных пород деревьев с древности строили дома, корабли, а из корней плели корзины. Шишки хвойных деревьев являются лакомством
для многих птиц и животных.
Но Лесовичок огорчён.
Колкую, зелёную срубили топором,
Колкая, зелёная к нам приходит в дом.
-Но зачем из родного леса пускается в путешествие огромное количество ёлочек каждый год?
-Что можно сделать, чтобы не губить хвойные деревья ради нашего празд-ника? Но чтобы настроение не было испорчено?.
-Какой же праздник без ёлки? (Для этого добрые люди придумали делать ёлки из искусственных материалов.)
-Порадовали вы Лесовичка своими добрыми ответами. И он приготовил вам следующую загадку:
Тонкий стебель у дорожки на конце его серёжки
На земле лежат листки-маленькие лопушки.
Подорожник.
(Дети показывают карточку, слово вставляется в кроссворд).
-Чем знаменит этот скромный цветок? (Он помогает залечить ранку, которую получил путник.
Вырастает подорожник лишь наступит срок.
На земле сухой и твёрдой, около дорог.
Говорят о нём в народе добрые слова:.
Всем поможет подорожник- скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил.
-Вот такой полезный этот скромный цветок.
-Почти весь кроссворд отгадан, но Лесовичок готовит следующую загадку.
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла,
Здесь скворцы,дрозды снуют, и,галдя,её клюют.
-О каком красном факеле идёт речь? (Рябина)
-А знаете ли вы, что листья рябины содержат вещества, которые очищают воздух от микробов? Плоды рябины содержат очень много полезных ве-ществ, особенно аскорбиновой кислоты. За это рябину по праву называют северным лимоном.
-Вот сколько нового и интересного мы узнали о растениях с помощью Лесовичка.А теперь Лесовичок подаст нам звонок, задев голубой цветочек.
-Какой же цветок повстречал Лесовичок? (Колокольчик).
-Прочитайте стихотворение об этом растении.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы…А ты?
-Как же надо вести себя с нашими друзьями-растениями?
(Дети читают стихи о правилах поведения в природе)
Чтоб могли цветы расти всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви-относись к ним с лаской.
Другом ты природе будь :ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь и смотри под ноги.
Всем на свете наконец нам запомнить можно,
Что природу-храм чудес сохранить несложно
-А теперь подошло время раскрыть тайну Лесовичка.
-Слово,которое нам было неизвестно, вспомните его.
-Итак, ДЕЛЬФИНИУМ-это научное название растения, которое изображено на этой картинке.
Высота этого растения около 2 метров, а увидеть его вы сможете на дачах ваших бабушек.
Цветки у этого растения бывают белого, фиолетового и голубого цвета. Постояв рядом с ним можно услышать тихий звон колокольчиков.
-Вот и подошло время прощаться с нашим гостем- Лесовичком. Проведя вас тайными тропами Лесовичок очень надеется, что вы будете хорошими дру-зьями растениям.
-Спасибо вам за урок.