- Смайлик ждал, когда вы подготовите свои тетради к работе, и сейчас он начнёт своё восхождение по «Лесенке знаний».
Актуализация знаний (5 -7 мин.)
- Какая первая ступенька на пути Смайлика?
- Первая ступенька: повторяем.
- Для чего нам нужно преодолеть первую ступеньку? (Для того, чтобы мы могли самостоятельно сегодня работать и самостоятельно открывать новое.)
- Откройте тетради на печатной основе, стр. 61, № 212. Выполните по заданию. (Выполняют.)
- Проверим, что у вас получилось. Если вы выполнили задание правильно, возле выражения в тетради поставьте плюсик карандашом. (Проверяют, используя сигнальные карточки «+» и «?».)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и легко определили, верно или не верно.
- Что мы сейчас повторили? Зачем?
- Что мы можем сделать дальше вместе со Смайликом? (Мы можем подняться на следующую ступеньку нашей лестницы.)
Постановка проблемы (2-3 мин.)
- На какой ступеньке лестницы мы находимся? (Ищем проблему)
- Предлагаю вам выполнить такое же задание для следующего выражения: 25-5.
(Во время выполнения задания учитель смотрит, как работают дети и тихонько приглашает 3 человека записать на доске, как они выполнили задание 25 – 5 )
- Смотрите, сколько вариантов у нас получилось. Задание было определить, верна или неверна запись. Выполнили ли это задание?
- Объясните, почему вы так думаете?
- Смотрите, вы выполнили № 212 в тетради быстро и правильно, а тут появились разногласия. (Если дети отвечают правильно, тогда говорю:
- А в другом классе дети выполнили это задание так: 25 – 5 =20
25 – 5
25 – 5 В
- Почему получились разные ответы?
- В конце урока решим, кто был прав.)
- Чему будем сегодня учиться? (Дети высказывают свои предположения, записываю их на доске.)
- Откройте учебники на стр. 105. Прочитайте тему урока. Какие слова Вам хорошо известны? (Верно и неверно, предложение)
- Сравните Ваши формулировки темы урока с темой учебника. С каким вариантом вы согласны больше?
- Почему мы говорим о предложении на уроке математики?
- Переходим вместе со Смайликом на третью ступень «Решаем проблему».
«Открытие» нового знания (15 мин.)
- Найдите в учебнике № 447.
- Рассмотрите ситуацию.
- Как вы думаете, что произошло на уроке?
- Какое задание дал учитель?
- С кем – Волком или Зайцем - вы согласны?
- Почему ты решил, что верно? неверно?
- Прочитайте внимательно задание.
- Оказывается, Лисёнок высказался по поводу записи числа 25.
- А если бы Лисёнок просто написал число 25, могли бы Волк и Заяц поднять карточки со словами «Верно» или «Неверно»?
- О задании, которое выполнял Лисёнок, можно сказать, верно оно или неверно. А почему наше задание мы не могли выполнить? (Рассматривают записи по карточке в начале урока на доске.)
- О чём идёт речь? Что же такое высказывание? (Запись ответов детей на доске.Высказывание – это когда кто-то что-то сказал.)
- Откуда мы можем узнать, что значит это слово? (Из словаря, справочника, учебника)
Высказывание Высказывание
На доске:
- Точно ответить на этот вопрос поможет учебник.
- Выделите признаки высказывания. Нам надо найти три признака, которые есть только у высказывания.
Высказывание
На доске:
1.
2.
3.
(Дети называют, учитель на доску помещает карточки с названиями)
Высказывание
На доске:
Верно или неверно
- Хорошо. Например, 5. (Учитель пишет число на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.
- Например, ёлка. (Учитель пишет слово на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.
- А почему вы не можете ответить?
-Ёлка, пять. Это что? (Слова.) А высказывание – это что? (Предложение.)
Высказывание
На доске – ещё карточка:
Предложение
Верно или неверно
3.
- Мы узнали особенности высказывания. Какие? (Высказывание – это предложение, про которое можно сказать, верно оно или неверно)
- Вернёмся к заданию в начале урока.
- Почему в № 212 в тетради вы могли сказать, верно или неверно?
- Предложения это или нет? (Да) Докажите.
- Можно про каждое из них сказать, верно оно или нет?(Да) Докажите.
- 25-5 – это предложение? (Предложение) Докажите.
- Почему не можем сказать ответ, верно оно или нет? (Не знаем значения числового выражения)
- Давайте вернёмся к теме нашего урока и уточним её.
- …, читай тему урока.
- Смотрите, даже в теме урока признаки, которые мы выделили, представлены.
- Мы открыли новые знания, уточнили тему урока, а теперь давайте потренируемся определять, являются ли высказываниями предложения или нет.
- А все ли признаки высказывания мы с Вами нашли? (Нет.)
- Значит, нас ещё ждёт открытие третьего признака.
- Как определить, высказывание это или нет? (Обращаются к алгоритму, выведенному на доске.) (Это должно быть предложение, про него можно сказать, верно оно или нет.)
- Читай и доказывай.
(Дети читают по предложению и доказывают, опираясь на алгоритм, высказывание это или нет.)
- (Предложение «Который час?») Почему не можем сказать, верно оно или нет? Предложение, но какое?
- Сделайте вывод, всякое ли предложение может считаться высказыванием?
- Каким должно быть предложение, чтобы мы могли сказать, верно оно или нет? (Повествовательным)
Высказывание
На доске:
Предложение
Повествовательное
Верно или неверно
(Продолжают работу, опираясь на алгоритм)
- Чему учились?
- Что узнали нового?
Физминутка (физические упражнения под музыку)
- Вместе со Смайликом переходим на следующую ступень «Запоминаем».
Комментированное решение типовых задач (5 мин.)
1. - Поработайте в парах. № 448. Прочитайте задание.
- Я хочу его вам усложнить: докажите, что это высказывание. Всё время обращайтесь к правилу.
(Работа в парах)
- Проверим.
(Выборочно, 3 высказывания)
- Объединитесь 2 пары в группы по 4 человека и проверьте друг друга. (Проверка в четвёрках.)
- Какие были спорные места?
- А я засомневалась: «Сегодня идёт дождь.» - высказывание ли это?
(Аналогично «15 в 3 раза больше 5».)
2. - № 450. Две первые группы думают над первым заданием, две следующие – над вторым, две следующие – над третьим и одна группа – над четвёртым заданием. (На стол к четвёркам кладут цифру - номер их вопроса.)
(Дети работают.)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Одна команда отвечает, а остальные – работают сигнальными карточками. ( Проверка. Дети работают с сигнальными карточками «+» и «?». Если кто-то не согласен с ответом, нужно объяснить, почему.)
- Чему учились?
- Соответствовали ли наши задания теме урока?
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (5 мин.)
№ 214, тетрадь
- Работайте самостоятельно.
(Дети выполняют задание. Проверка - на доске.)
- Проверьте, верно ли вы выполнили задание. Если правильно, то рядом с предложением поставьте знак «+», если нет – знак «?».
- Чему учились?
- Надо ли нам ещё поработать над этой темой или можно двигаться дальше?
- Соответствовали ли наши задания теме урока?
- Что вы нового узнали сегодня о высказывании?
- Переходим вместе со Смайликом на следующую ступень «Применяем».
Формирование системы знаний (5 мин.)
- Молодцы, вы хорошо поработали, поэтому я предлагаю вам интересное задание. (Если не очень хорошо справились самостоятельно с заданием, то: - Не все смогли правильно выполнить задание самостоятельно, значит, что нам нужно будет сделать, чтобы научиться делать это хорошо? (Потренироваться.))
- А сейчас потренируемся в том, что вы уже умеете делать. Возьмите листочки с заданием на своём столе. Прочтите, какие задания Вам предлагаются. Как вы думаете, эти задания относятся к теме нашего урока? Почему? (Фронтально обсуждают.)
- Выберите для выполнения любое задание, которое Вам больше нравится.
Расставьте там, где необходимо, скобки так, чтобы равенства были верными:
32 : 4 х 2 = 4
6 х 9 – 8 : 2 = 3
(Решение: 32 : (4 х 2) = 4
6 х (9 – 8) : 2 = 3)
- Какие числа можно поставить вместо звёздочек, чтобы равенства и неравенства были верными?
5 х *
(Ответ: 1. Верно при * = 0;1;2 2. Верно при * = 4 3. Верно при * = любое число
Верно при * = 12; 13; 14)
- Жили-были мышки,
Мышки-шалунишки.
На страницу сели,
В примерах цифры съели.
Как пример восстановить, нужно вмиг сообразить.
- Восстанови пример, вставив цифры вместо звёздочек.
67 *8 8*
+ - -
2* 34 *0
9* 6* *8
Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)
- Наш урок подходит к концу и Смайлик подошёл к последней ступеньке на лестнице знаний. Как она называется? (Делаем выводы.)
- Назовите тему урока.
- Какая формулировка темы урока была сегодня более точной?
- Какие задания выполняли, чтобы понять тему?
- Что получалось, а что – нет?
- Чему мы сегодня должны были научиться?
- Был ли урок интересен?
- Вы были сегодня активны и внимательны. Мне было интересно и комфортно на уроке.
-
Ощущал себя на уроке:
хорошо;
уверенно;
смело;
гордо;
комфортно;
глупо;
неуверенно;
испуганно;
сердито;
грустно.
А как вы ощущали себя на уроке? Возьмите лист с вариантами утверждений на столе и нужное отметьте галочкой.
(Индивидуальные карточки:
)
Домашнее задание
- Придумайте по пять верных и неверных высказываний, и 5 не высказываний, а кто хочет, может подумать над № 451 стр. 107 учебника.
Организационное окончание урока.
- Путешествие Смайлика на этом уроке подошло к концу.