Тема урока: ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Задачи: расширять представление об изучаемом предмете; дать представление об истинных и ложных утверждениях, а также об утверждениях, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные; ознакомить с тем, как обозначаются такие утверждения; учить определять истинность-ложность утверждений; развивать умения соединять предметы в цепочку, обводить цепочки, делать предметы одинаковыми, определять количество областей в картинке; развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения; прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять ложные и истинные утверждения, обозначать истинное и ложное утверждения, определять количество областей на картинке, соединять предметы в цепочку, обводить цепочки, рисовать в окне, делать фигурки одинаковыми.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентируются в учебнике, рабочей тетради; контролируют собственную деятельность и деятельность партнера, осуществляют взаимопроверку и самопроверку, корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом, оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить; способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, анализируют объекты, сравнивают их, самостоятельно создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывают свою точку зрения.
Коммуникативные: слушают и понимают партнера, взаимно контролируют деятельность друг друга; уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; умеют вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи.
Личностные: осваивают социальную роль обучающегося, демонстрируют навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, осознают личностный смысл учения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; цветные карандаши. Наглядно-демонстрационный материал: демонстрационные слайды.
Основные понятия и термины: истинное утверждение, ложное утверждение, цепочка, обвести, соединить, окно, область, одинаковые, разные.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
Зачитываю стихотворение.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит,
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
- Вы считаете, что данные высказывания (утверждения) неверные? Почему?
- Превратите их в верные высказывания (утверждения).
Ответ: Дом на улице стоит,
Дым из труб его валит,
На чердак залезла кошка,
Со стола упала ложка.
- Вы уже догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об утверждениях верных (правильных) и неверных.
- А вот как называются такие утверждения, в каком случае их можно считать верными, а в каком неверными, вы узнаете, прочитав текст в учебнике.
П. Открытие новых знаний.
- Откройте учебники на странице 32.
- Внимательно прочитайте информацию в синей рамочке и обсудите ее с соседом по парте. Самостоятельная работа детей.
Обсуждение прочитанной информации.
- Как называются верные утверждения (высказывания)? (Истинные.)
- Если утверждение (высказывание) неверное, какое оно? (Ложное.)
- Бывают ли утверждения, о которых невозможно сказать, истинное оно или ложное? (Да.)
- Как на письме указать, что утверждение истинное? (Заглавной буквой И.)
- Как написать, что утверждение ложно? (Заглавной буквой Л.)
- Если мы не знаем, каким является утверждение - истинным или ложным, как об этом напишем? (Заглавной буквой Н.)
- Таким образом, какой вывод следует сделать из прочитанного вами?
• Утверждения бывают истинные и ложные.
• Бывают утверждения, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные.
• Истинные утверждения обозначают буквой И.
• Ложные утверждения обозначают буквой Л.
• Утверждения, о которых нельзя сказать, истинные они или ложные, обозначают буквой Н.
III. Первичное закрепление знаний.
- Рассмотрите цепочку бусин в задании 68 (с. 33 учебника).
- Проверьте истинность утверждений, записанных ниже.
- Выполните задание в рабочей тетради (с. 16).
Фронтальная проверка.
- Верно ли, что все утверждения, которые вы прочитали, истинные? (Нет.)
- Верно ли, что в записях нет ложных утверждений? (Нет.)
- Какие из утверждений истинные?
- Какие утверждения являются ложными?
- О каких утверждениях нельзя сказать, истинные они или ложные? («Эту цепочку нарисовали при помощи линейки»; «Эту цепочку нарисовали за пять минут».)
- Рассмотрите цепочку в задании 71 (с. 34 учебника).
- Чем она отличается от предыдущей? (Данная цепочка состоит из букв.)
- Чем похожи задания? (Тем, что в обоих заданиях нужно определить истинность высказываний.)
- Выполните задание в рабочей тетради (с. 16).
Самостоятельная работа детей.
- Проверьте работу друг друга. Взаимопроверка.
- Найдите еще цепочки, состоящие из букв (задание 76, с. 17рабочей тетради).
- Среди данных цепочек найдите и обведите три цепочки, для которых истинно утверждение «Третьи буквы этих трех цепочек одинаковые».
Самостоятельная работа детей.
- Вы обвели эти цепочки? Самопроверка с доски.
- Вспомните, что такое окно? Для чего оно нужно?
- В первом окне на странице 16 рабочей тетради (задание 69) нарисуйте цепочку цифр, для которой истинно утверждение: «Вторая и третья цифры в этой цепочке разные».
Самостоятельная работа детей.
- Во втором окне на этой же странице тетради (задание 70) нарисуйте цепочку цифр, для которой ложно утверждение «Вторая и третья цифры в этой цепочке разные».
Самостоятельная работа детей.
- Проверьте работу друг друга.
Взаимопроверка.
Физкультминутка
IV. Закрепление знаний. Практическая деятельность учащихся.
Самостоятельная работа в рабочей тетради.
- Отгадайте загадки.
Теплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я. (майский жук).
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея, уж.)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)
Как вы думаете, что объединяет всех этих животных?
Высказывания учащихся.
Примечание: если дети не догадаются сами, что изображения этих животных имеются в задании 73, то учитель может помочь наводящим вопросом, либо сообщить детям об этом сам.
- А еще рисунки этих животных есть в ваших рабочих тетрадях, в задании. (73.)
- Какое задание к этому номеру вы бы предложили выполнить? Высказывания детей.
- Составьте цепочку из фигурок животных. Соединить их нужно таким образом, чтобы ут
верждение «В этой цепочке последняя фигурка- кошка» было ложным.
Самостоятельная работа детей.
- Проверьте работы друг друга.
Взаимопроверка.
- Ниже в окне напишите истинное утверждение для вашей цепочки.
- А эти живые существа отличаются от остальных тем, что имеют тело, покрытое перьями, а еще только у них есть клюв.
- Догадались, о ком идет речь?
- Совершенно верно, только птицы имеют оперение и клюв.
- И я думаю, что вы уже нашли в ваших рабочих тетрадях картинку с изображением птицы.
- Посчитайте, сколько областей в данной картинке. Пользуйтесь при этом числовой линейкой.
- Раскрасьте птичку, используя цвета, данные в числовой линейке. Самостоятельная работа детей.
- Проверьте работу друг друга.
- Взаимопроверка.
- Физкультминутка
Зачитываю отрывок из стихотворения Н. Каретниковой.
Чудесен солнца желтый цвет! Мне мил еще и синий
Ему нигде замены нет! Со звездами пунктирных линий.
А я люблю еще зеленый: И красный - аленький цветок.
Он, как кузнечик, удивленный.
- Что хотите сказать?
- На странице 16 найдите прямоугольники, разделенные на квадраты.
- Что увидели? (Часть квадратов закрашенные, а часть - нет.)
- Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить?
- Сделайте все фигуры одинаковыми, раскрасив квадраты.
Самостоятельная работа детей.
- У вас получилось так?
Самопроверка с доски.
Резерв: если останется время, можно предложить учащимся выполнить задание 75, либо данное задание ученики могут выполнить дома.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие открытия сделали?
- Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
- Оцените свою работу.
- Всё ли у вас получилось так, как хотели?
- Почему?
- Чему бы еще хотели научиться?
- С каким настроением уходите с урока?