1) Технология, 2 класс, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова.
2) Тема урока: Виды бумаг и её назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов. Рисунки для этикетки.
3) Дидактическая цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми нового знания по теме урока.
4) Тип урока: Урок «открытия нового знания».
6) Методы обучения: наглядный, словесный, частично – поисковый.
7)Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока технологии.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности (1-3 мин.) | Прозвенел звонок. Дети объединяются в группы по 7-8 человек | Начинается урок. | личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.) | - Отгадайте загадку, которую вам загадаю : Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а рассказывает? - А как вы думаете, из чего сделана книга? -А кто из вас читал книгу А.Толстого «Золотой ключик» или……(называют другое название ) - Давайте вспомним, из чего сделан Буратино? - Почему дерево и бумагу называют родственниками? -А знаете ли вы на чем люди писали, когда не было бумаги? - Как дерево превращается в бумагу? Рассказ учителя. | -Книга -Из бумаги. -«Приключения Буратино» - Из полена, дерева. - Потому, что бумагу делают из дерева. Дети высказывают свои предположения и применяют ранее полученные знания. Слушают сообщение учителя. | коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, познавательные: (логические) анализ объектов с целью выделения признаков; |
3.Формулирование темы урока, постановка цели.(2-3 мин.) | -Д/з ваше было принести на урок разную бумагу. Рассмотрите её. -Определите тему нашего урока. -Какие задачи нам нужно сегодня решить на уроке? Чему научиться? -Какие исследования с бумагой будем проводить? | Дети рассматривают бумагу своих товарищей. -Будем изучать свойства бумаги на опытах. | регулятивные: целеполагание, познавательные: (общеучебные) самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, (логические) формулирование проблемы; |
4.Построение проекта выхода из затруднения (15-20 мин.) | -Проведём несколько опытов, чтобы выявить некоторые свойства бумаги. Опыт 1. Прозрачна ли бумага? Опыт 2. Провести линию. Опыт 3. Трудно ли разрезать бумагу? Опыт 4. Прочна ли бумага? Опыт 5. Мнётся ли бумага? Опыт 6. Легко ли складывать бумагу? -Сложите бумагу так, чтобы у вас получились разные модели. (Оригами) Дифферинцированный подход. -Те у кого не получается складывание –скрутите бумагу в трубочку. Опыт 7. Промокает ли бумага? -БЕРЕГИТЕ КНИГИ ОТ ВОДЫ! Опыт 8. Горит ли бумага?( Выполняет учитель) -НЕ КЛАДИТЕ БУМАЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОКОЛО ГАЗОВОЙ ПЛИТЫ. -Сформулируйте своё правило. Динамическая пауза.(1-2мин) | -Вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает. -Вывод: карандаш оставляет на бумаге след-можно рисовать. -Вывод: любая бумага легко режется ножницами. -Вывод: бумага рвётся во всех направлениях. Толстая бумага рвётся с большими усилиями. -Вывод: бумага легко сминается. Смяли бумагу в шар. Чем толще бумага- тем больше размер шара. -Вывод: бумагу складывать легко. Линия сгиба сохраняется. (Самолёт, рыбка, лодочка и т.д.) -Вывод: бумага запоминает форму. -Вывод: бумага промокает. После намокания она теряет форму. -Вывод: бумага горит. -НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ СО СПИЧКАМИ- МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ПОЖАР! | регулятивные: планирование, познавательные: (логические) решение проблемы, познавательные: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: (общеучебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра; |
5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.) | -А знаете ли вы как называется разная бумага? -Поиграем в игру. Я называю вид бумаги, а вы говорите где её применяют. -Типографическая. -Обойная. -Писчая. -Обёрточная (верже). -Этикеточная. | -Для печати в типографии. -Для изготовление обоев. -Для печати шк.тетрадей, учебников -Для упаковки подарков. - Используется для печати этикеток | регулятивные: контроль, оценка , коррекция; познавательные: (общеучебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; действий партнёра; |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) | - Ребята ,а что такое этикетка? Найдите слово в толковом словаре. - Покупая какую-либо вещь, мы замечаем на ней бумажную или тканевую карточку с рисунками. -Что может обозначать этот знак? -Где можно увидеть этот знак? -Какие из знаков вам знакомы? -Что обозначает этот знак на этикетке ? ( Российский знак качества товара.) | - Этикетка* – ярлычок с фабричным, торговым клеймом или надписью. - Что вещество, находящееся в упаковке с таким знаком, легковоспламеняющееся. - Различные аэрозоли, дезодоранты, освежители воздуха. Дети называют известные им знаки, остальные договаривает учитель. 1.Изделие можно подвергать отбеливанию. 2. Изделие можно стирать в машине. 3. Допускается химчистка изделия во всех растворах. 4. Изделие можно стирать при температуре более 60°. 5. Изделие можно гладить. | регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, личностные: самоопределение, познавательные: (общеучебные) знаково-символические действия; |
7.Рефлексия деятельности (2-3 мин.) | - Что нового узнали? - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Из чего получают бумагу? - Какие свойства бумага мы выявили? - Оцените с помощью карточек свою деятельность на уроке. - Спасибо за урок! | Ответы детей. | коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование. |
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.