Этапы урока | Обучающие и развивающие ком- поненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей). – Что надо было выполнить в упражнении? – Работать будем в паре. – Прочитайте диалог. Объясните постановку знаков препинания в предложениях | – Выполнить упр. 20 на с. 10 в тетради на печатной основе. Отвечают на вопросы. Читают диалог, объясняют постановку знаков препинания | Парная. Фронтальная | Р – владеют умениями контролировать и оцени-вать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль | Правильно выполненные задания упраж- нения |
II. Ми-нутка чисто- писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые полу-чились у вас лучше остальных | – Заглавной и строчной букв Г, г. Выполняют задание | Фронтальная. Индивидуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | Написание элементов букв |
III. Изучение нового мате-риала. 1. Комментированный словарный диктант | Работа над словами с непроверяемым написанием | – Запишите слова из словаря, имеющих в своем составе орфограммы: буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне; буквы, обозначающие парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова. Работа выполняется так: один ученик произносит слово согласно заданию, все остальные записывают его в тетради. Слово нужно проговаривать орфографически | – Город, завод, мороз, сапог, обед, морковь | Коллективная. Индивидуальная | П – осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | Запись словарных слов |
2. Работа по учеб-нику, с. 20–21, | Работа над упраж-нениями с целью | – Откройте учебник на с. 20. Найдите упр. 27. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина. – Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Индивидуальная. Фронтальная. | П – ориентируются на страницах учебника, используют различные | Опреде-ление предло-жений |
упр. 27, 29 | выделения видов предложений по интонации | предложения? – Предложения различаются по интонации. – Прочитайте статью на с. 21. – Что выражают восклицательные предложения? – С какой интонацией произносятся восклицательные предложения? – Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? – Найдите упр. 29. Прочитайте выразительно стихо-творение Е. Трутневой. – Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ. – Прочитайте статью на с. 21. – Как произносятся невосклицательные предложения? – Восклицательные и невосклицательные – это виды предложений по интонации. – Выполните письменное задание упражнения. | – Сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг). – С восклицательной интонацией. – Восклицательный знак. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. – Произносятся без восклицательной интонации. Выполняют задание. | Парная | способы поиска информации, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения. Р – принимают и сохраняют за- дачи учебной деятельности. К – слушают сверстников, ведут диалог, изла-гают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л – владеют навыками конструктивного сотрудничества | по интонации |
| | – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов с пропущенными буквами | Осуществляют взаимо- проверку | | со взрослыми и сверстниками | |
3. Работа со схемой «Виды предло-жений», с. 22 | Работа со схемой с целью определения видов предложений. Упражнения физкультми- нутки | – Откройте с. 22. Рассмотрите схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений. Физкультминутка Гимнастика для глаз 1. «Рисование носом». Учащиеся закрывают глаза. Каждый представляет себе, что его нос стал длинным, и «рисует» им предложенный учителем предмет, букву. 2. «Вверх-вниз, влево-вправо». Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Снять напряжение, зажмурившись и считая до десяти | Выполняют задания. Выполняют упражнения физкультминутки | Индивидуальная. Фронтальная | П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации | Особенности предло-жений по интона-ции и цели высказывания |
4. Работа по учебнику, с. 23, упр. 32 | Работа над упражнением с целью выделения видов предложений по инто- нации | – На с. 23 найдите упр. 32. Прочитайте стихотворение. Какой знак препинания поставили в конце каждого предложения? Объясните свой выбор. – Выполните письменное задание упражнения 32. – Какие пропущенные буквы вставили? | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Отвечают на вопрос | Фронтальная. Индивидуальная | П – используют различные способы поиска информации, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Опреде-ление видов предложений по интонации |
| | | | | Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности | |
IV. Закрепление изученного мате- риала | Проверочный диктант | Проводится в устной или письменной форме (по выбору учителя) (текст диктанта см. в Приложении). Проверка осуществляется коллективно | Работают с текстом диктанта. Осуществляют проверку | Индивидуальная. Фронтальная | П – владеют базовыми предметными понятиями, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов. Р – планируют, контролируют, оценивают учебные действия | Орфографически правильно записывают слова, ставят знаки препинания в соответствии с интонацией |
V. Итог урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Почему в конце предложений могут быть разные знаки препинания? От чего это зависит? – Приведите примеры предложений, различных по цели высказывания и интонации. – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную | |
| | – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание (по выбору учащихся): учебник, с. 23, упр. 33; рабочая тетрадь, с. 11, упр. 23 | | | деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | |
Хорошо осенью в лесу! Деревья надели золотистый наряд. А сколько грибов в лесу! Под сосной вырос душистый рыжик. Под елью в хвоинках белый груздь. Кто это шуршит в траве? Это ёжик. Ребята, учитесь наблюдать за жизнью природы!