Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды исследований на уроках русского языка »
Виды исследований на уроках русского языка.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.
На уроках русского языка организовываем три вида исследования:
- исследование словарного слова;
- исследование текста;
- исследование фразеологизма.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
- выбор темы
- формулирование целей
- составление плана исследования
Второй этап - основной
- сбор материала
- обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
- представление результатов исследования
- обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)
Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.
Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.
Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
Краеведение.
Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной.
Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.
Второй вид - это исследование текста. Для анализа беру художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.
Исследование отрывка из рассказа М.Пришвина «Старый гриб» проводилось по плану:
прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 - 4 предложениями;
обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;
определить вид текста (повествование);
придумывание заголовка;
зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;
Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
Список использованной литературы
1. . Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. Просвещение. 2009 г.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Москва. Вита. 1999 г.
3. Онищук В.А. Урок в современной школе. Москва. 1981 г.
4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург. 2004 г.
5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Москва. Педагогика. 1980 г.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Просвещение. 2007 г.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1994 г.
8. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва. 2007 г.
9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир вещей и машин. Ярославль. 1998 г.
10. Полякова А.В. Русский язык. 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2004 - 2008 г.
Исследовательские работы учащихся
Тарелка
1.Показ фаянсовой, алюминиевой тарелки; рисунок ударного музыкального инструмента и светящегося летающего объекта.
3 слога; второй - ударный; безударный гласный - а
2. Впервые тарелки появились во Франции 600 лет назад. Они были не круглыми, а четырёхугольными. Делались только из серебра и золота. Фарфоровая тарелка появилась всего 300 лет назад.
А древние народы клали еду на листья, в раковины или в скорлупки от крупных орехов.
На Руси тарелки назывались тарелы. Они использовались в знатных домах. В крестьянских домах ели из миски, которая считается прабабушкой тарелки. Они были из глины или дерева с резьбой и затейливым рисунком.
3. Тарелка, тарель, нем.
Столовая посуда, на которой едят.
У крестьян деревянный кружок, на котором крошат мясо.
В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Тарелка - 1) столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном; 2) ударный музыкальный инструмент - два металлических диска; 3) летающий объект, светящийся в ночи.
С.И.Ожегов
4. Тарелка - тарелочка.
5. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
6. Тарелка, миска, блюдо, блюдце.
Не в своей тарелке (не на своем месте)
На тарелочке с голубой каёмочкой (получить, не прикладывая особых усилий)
8. Вот пришли из школы братья, Из-за третьей вышла ссора -
Решили бабушке помочь. Каждый тянет в две руки,
Взяли братцы два стакана, В результате - черепки!..
Мирно вымыли под краном. А пришла домой старушка -
И тарелки взялись мыть. Черепки лежат в пыли…
Три тарелки - как тут быть? Славно внуки помогли!
По одной помыли скоро. И.Демьянов
9. В нашей области в посёлке Борисовка на керамической фабрике изготавливают различную керамическую посуду: кувшины, тарелки, вазы.
Дорога
1. Загадка.
Неживая - а идёт, Лежит брус во всю Русь,
Неподвижна - а ведёт. Встанет - так до неба достанет,
А ляжет - так всю Русь обойдёт.
3 слога; второй - ударный, безударный - о
2. Дорога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Дорога - 1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения; 2) Направление, путь следования. 3) путешествие, пребывание в пути.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина «Словарь современного русского языка»
Доставить радость, испытали радость, окончится радостью, потянется без радостей.
8. Афоризмы про радость:
Радоваться в одиночку грустно. Н.С.Шамфор
И сменою радостей жизнь хороша. И.В.Гете
Горе можно пережить в одиночестве, но радость - чтоб познать её в полной мере - нужно разделить с другим человеком. М.Твен
Яблоко
( работа выполнена к уроку русского языка на тему « Род имён существительных»)
1. Загадка. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки.
2. Яблоко - плод дерева яблонь или яблоня, даёт мелкие кислые и горькие яблоки, кислицу и резань (рязань) , а холя и уход вывели из дички множество вкусных пород, хорошо растущих во всей средней Европе; в Сибири яблоки вырождаются, а растут там только сибирские, китайские или райские с мелкими яблоками.