Просмотр содержимого документа
«Величины. Сравнение величин.»
Конспект урока по математике
Дата:
Класс: 2
Тема:Величины и единицы измерений величин.
Цель: организовать деятельность обучающихся на усвоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса).
Задачи:
1. Формировать умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;
2. Развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение работать в парах.
3. Воспитывать уважение к чужому мнению.
Ход урока:
1.Орг.момент
- Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку. Тихо садитесь.
Проверим, всё ли у вас на месте.
Руки!
-На месте
Ноги!
-На месте
Локти!
- У края
Спина!
- Прямая!
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. В тетрадях записи ведем аккуратно, красиво, и разборчиво.
2. Устный счет. Разминка
- Для того чтобы вы окончательное проснуться проведем командное соревнование. 1 ряд – 1 команда и т.д. Будем решать примеры по цепочке на листочке, который будем передавать с первой на последнюю парту. Победителем считается та команда, которая быстрее всех решит свою цепочку и правильно.
А теперь отгадайте загадку:
- Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой?
- Да, это медведь. А что мы знаем о медведях?
- Несмотря на большие размеры и кажущую неуклюжесть он передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу. Выходит в конце апреля – в начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьёв, любит мёд.
-А как звали Мишку из мультфильма, который очень любил мёд? Правильно, это Винни – Пух. (на доску картинка Винни Пуха)
- Молодцы, ребята! Винни –Пух принес нам тему урока и зашифровал ее. На доске и у вас на партах даны понятия. И их надо объединить на две группы и дать название каждой группе. Я вам предлагаю поработать в парах. (один ученик у доски)
На доске слова:
сложение
объём
вычитание
умножение
масса
деление расстояние время
- Подумайте и скажите, на какие группы вы их распределили? (арифметические действия и величины)
- Почему вы распределили именно так? Объясните.
(Дети называют одну группу слов-это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения).
-Как же назвать группу этих понятий?
Винни –Пух предложил подсказку. Расположи числа в порядке возрастания в парах (На каждом столе карточки).
35
54
17
24
78
50
12
3
ч
н
л
и
ы
и
е
в
-Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ? (Величины – это то, что можно измерить и сравнить). Какие величины уже знаете? А хотели бы узнать о них побольше? Вот и Винни –Пуха интересует этот вопрос, что такое величины?
2. Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, какаятема нашего урока? (Величины)
- Мы не только ответим на вопрос Мишки, что такое величины, мы еще разберем, какие бывают величины, единицы их измерения, что такое именованные числа. А также узнаем, можно ли составлять и решать задачи с величинами. Можно ли выполнять арифметические действия с ними.И какова роль величин в жизни человека.
Вот сколько задач, нам предстоит решить на уроке.
- Ребята, пока мы определяли задачи, Мишка посмотрел в словаре что такое «Величины». Давайте скорее прочитаем. (На доску вывешивается понятие.) Величина – это то, что можно измерить и результат измерения выразить числом.
3. Работа по учебнику.
- Теперь мы с вами будем работать, чтобы узнать много интересного величинах с нашим другом.
-Винни – Пух проделал сложный путь по сказочному лесу, прежде чем прийти к нам. Что с ним происходило, давайте узнаем по учебнику. Откройте страницу 32, найдите задание №1. (Читают вслух по четверостишиям).
-В конце стихотворения, мы видим таблицу.
Время
Расстояние
Объём
Масса
Температура
- Это следующее задание Винни – Пуха. Он предложил заполнить таблицу величин, а единицы измерения, он указал в стихотворении. Думаю, что мы справимся с этим заданием, найдем в стихотворении единицы измерения и заполним таблицу величин, опираясь на ваш жизненный опыт, попытаемся расширить каждую группу и познакомимся с краткой записью единиц измерения. После того, как вы заполните таблицу, вы можете сохранить у себя, выучить и опираться при затруднениях.
5. Заполняем вместе.
- Итак, таблички, которые лежат на столах.
- Первый столбик, здесь записана величина время. Какую единицу измерения времени предлагает Мишка? Находим в стихотворении?
- Мишка указал час. Правильно.
- А еще какие единицы измерения времени вы можете занести в таблицу. (Час, минуты, секунды). Заполняем таблицу, постарайтесь запомнить краткое написание единиц.
- Сделаем вывод! Время измеряется в часах, минутах, секундах.
- Что вы заметили в кратком написании единиц измерения. При записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется.
Вывод: Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть "именованные числа". Запомнили.
Время
Расстояние
Объем
Масса
Температура
Час – 1 ч
Минута – 1 мин
Секунда – 1 с
Миллиметр – 1мм
Сантиметр – 1 см
Дециметр – 1 дц
Метр – 1 м
Километр – 1 км
Литр – 1 л
Грамм – 1 г Килограмм- 1 кг
Градусы - 1°C
- Посмотрели следующий столбик, дано величина расстояние. Какую единицу измерения расстояния Винни – Пух указал в стихотворении кто догадался?
- Сложный момент, согласна. Вам встретилось слово «верста». Кто сможет сказать, где мы уже слышали это слова?
(Дети могут вспомнить, что встречали это слово в русских народных сказке, например, царевич ушёл за 1000 вёрст)
- в словаре Ожегова мы можем найти ответ. Что же такое верста. (верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км)
-Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов.
- Еще какие единицы измерения расстояния мы можем записать в таблицу? (В сантиметрах, дециметрах, метрах, километр). Заполняем вместе. На уроке математики, мы уже достаточно часто встречаемся с сантиметрами и миллиметрами, итак: Сантиметр – 1 см, Миллиметр – 1 мм, Дециметр – 1 дм, Метр – 1 м, Километр – 1 км).
Делаем вывод.Расстояние измеряется в сантиметрах, миллиметрах, дециметрах, метрах, километрах.
- Третий столбец. Величина ОБЪЁМ. Найдем в стихотворение…Объём измеряется в литрах. Пишем Литр – 1 л.
- И последний столбик МАССА. (Грамм – 1 г, килограмм – 1 кг)
- А чем измеряют температуру. Вспомнили урок окружающего мира? (В градусах) Заполнили Градус – 1 С)
- Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать.
- Найдите в тексте слова, с помощью которых величины сравнивают между собой? (Раньше, меньше, дальше, ближе)
-К каким величинам относятся эти слова?
Раньше - позже – это о времени,
Дальше - ближе – это о расстоянии,
Меньше – больше - так можно сказать о любой величине
Например, сегодня у меня на уроки ушло меньше времени, чем вчера.
Можно сказать, и так: Сегодня я сделал уроки быстрее, чем вчера
-Что значит быстрее?
То есть меньше времени.
Физкультминутка.
Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.) Например, время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью).
1) килограмм яблок;
2) литр сока;
3) 15 минут до конца урока;
4) пройти 2 километра
5) весы находятся в равновесии;
6) левая чаша весов опустилась;
7) правая чаша весов опустилась;
8) весы находятся в равновесии;
9) длина ленты 20 сантиметров;
10) пол литра молока;
11) груз на левой чаше легче;
12) весы находятся в равновесии.
Вывод: двигательная активность в игровой форме способствует лучшему усвоению и закреплению изученного материала.
Работа в группах
- Следующее задание Винни – Пуха. Чем же все это нам измерять?
- Подумайте и ответьте на мои вопросы:
- Можно ли время измерить ковшом?
- Можно ли сахар измерить часами?
- А килограммами- расстояние?
- Чем же все это нам измерять? Найти ответ на эти вопросы нам поможет следующее задание. (Работа в парах).
- Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть "лишние" слова.
Время
Масса
Расстояние
Объем
Литр
Час
Минута
Секунда
Пирог
Ночь
Тонна
Килограмм
Близко
Грамм
Километр
Секунда
Метр
Литр
Год
Месяц
Градус
- Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей).
Давайте проверим наши предположения.
На доске даны примеры:
45 л – 15 л
22 кг – 10 кг
46 мин – 6 мин
- Как выполнять действия с именованными числами?
Вывод: действия с именными числами, выполняются как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения.
- Хорошо. А можем ли мы решить задачу с именными числами? Возьмём на примере одну величину.
- Давайте попробуем. Отгадайте загадку:
На руке,
И на стене, И на башне в вышине:
Ходят, ходят Ровным ходом - От восхода до захода.
(Часы)
- Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).
- Как вы думаете, зачем человек придумал часы?
Составление задачи по краткой записи и ее решение с пояснениями.
На доске краткая запись к задаче.
- Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:
Г улял - 2 часа
С пал - ?, в два раза больше, чем
Ел - ?, на три часа меньше
Вывод: единицы времени измеряются в часах, минутах, секундах.
- Молодцы. Хорошо поработали. Заслужили сюрприз. Вини-Пух очень хочет видеть таких хороших детей у себя дома в лесу. Только вот гости не всегда ведут себя примерно. А вы знаете правила поведения в лесу?
-Винни - Пух интересуется, знаете ли вы правила поведения в лесу?
- не ломай ветки деревьев и кустарников
- не повреждай кору деревьев
- не рви цветы в лесу
- не лови насекомых
- не разоряй муравейник
- не разоряй птичьих гнёзд
- не оставляй мусор в лесу
- не разжигай костёр
Итог урока
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- В каких единицах измеряются величины?
- Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами?
- Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач?
- Какова роль величин в жизни человека?
Вывод:очень важно научиться находить и преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы.