Просмотр содержимого документа
«В тебе рождается патриот и гражданин»
Конспект урока по ОРКСЭ
Ф.И.О. учителя: Оленюк Ольга Ивановна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа 509
Класс: 4
Модуль: ОРКСЭ
Раздел: Судьба и Родина-едины
Тема урока: В тебе рождается патриот и гражданин
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая, работа с учебником.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: Учебник для 4 класса А.И.Шемшурина-М, Просвещение, 2018 Основы религиозных культур и светской этики, словарь русского языка С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофрагменты, музыкальные композиции, карточки с заданиями для парной и групповой работы, карточки с пословицами, рисунки учащихся, синквейны (дом.задание).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: синквейн,
Цель урока: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.
Задачи урока:
1. Создать условия для осмысления понятий «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов; познакомить с историческими личностями-патриотами, а также с памятниками Санкт-Петербурга.
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.
3. Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.
Планируемые результаты:
Предметные: осознанно раскроют понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; познакомятся со страницами героической эпопеи, научатся понимать значение патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества;
Личностные: осознают свою ответственность за судьбу Родины; соотносят полученные знания с собственным опытом поведения, умеют анализировать его; проявляют желание учиться; формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
Метапредметные:
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
- познавательные: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника; выделяют главное в тексте учебника; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы группы и всего класса.
- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; сотрудничают в совместном решении задачи, выполняя задания в группе.
Основные понятия урока: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.
Ход урока
Орг. момент
Пусть наш урок сегодня принесет вам новые знания, радость от общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись еще на одну ступеньку выше. Успехов вам!
Проверка домашнего задания
Давайте вспомним один из фрагментов предыдущего урока. (Видеоролик «С чего начинается Родина)
Актуализация знаний
На какой главный вопрос мы ответили на прошлом уроке? ( С чего начинается Родина?) Вы прослушали песню Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса. Вы узнали, как авторы видят Родину. А какие ассоциации возникают у вас со словом Родина? (ответы детей) Это мы видим в ваших рисунках, синквейнах, пословицах, которые вы выбрали по теме урока. (На доске рисунки, синквейны, пословицы). Назовите синонимы слова «Родина»
(Родина-Отчизна –Дом = РОД).
Древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна»
Вывод: Да, все мы связаны с Родиной, местом, где родились, родными и близкими. А Родина неразрывно связана с природой, домом, семьей. Что же нужно делать, чтобы всем было хорошо? (беречь, оберегать, хранить, ценить, защищать, любить). А как называют человека, который любит свою Родину?
Изучение нового материала
Вот об этом мы сегодня с вами и будем рассуждать. Решите ребус:
ПА 3 ОТ (патриот)
Создание проблемной ситуации
На прошлом уроке мы говорили с вами о понятии «гражданин». Кого вы называем гражданином? А патриот и гражданин-одинаковые понятия? Каждый ли гражданин страны является ее патриотом? Назовите тему нашего сегодняшнего урока. («Патриот и гражданин»). Да, тема урока- «Ты становишься патриотом и гражданином». Какие задачи поставим перед собой?
ЗАДАЧИ:
Узнаем, кого называют патриотом
Назовем патриотов России
Сравним понятия «гражданин» и «патриот»
Сделаем вывод: как воспитать в себе патриота
Самостоятельная работа с учебником стр. 144-145
Работа в группах
Теперь работаем в группах, создаем три группы: «Мудрецы», «Историки», «Творцы»
«Мудрецы»
Ответы на вопросы:
Что объединяет в себе слова «гражданин», «гражданственность», долг гражданина. Учебник стр-144-145, словарь Ожегова, дополнительный текст.
«Историки»
Найти ответы на вопросы: Что такое патриот, патриотизм? В чем проявляется патриотизм? Учебник стр-144-145, словарь Ожегова, дополнительный текст.
Как часто вы слышите эти слова «гражданин», «патриот»? Считаете ли вы себя патриотом и гражданином?
Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность».
Предоставляем слово «Мудрецам». Они зачитывают определения и карточку вывешивают на доске.
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности. С.И.Ожегов (Толковый словарь)
У вас у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство. У взрослых такой документ называется… (паспорт). Он есть у всех граждан государства. А какой главный Закон государства вы знаете? (Конституция) О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ. Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей)
Поговорим о понятиях «патриот», «патриотизм». Слово «Историкам»
Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. С.И.Ожегов (Толковый словарь).
А звание «патриот» даётся с рождения? Можете ли вы считать себя патриотом?В чём проявляется ваш патриотизм? Давайте обратимся к учебнику и прочитаем,что говорят авторы учебника о патриотизме. (Стр. 145 предпоследний абзац). Долг гражданина – новое понятие. В чем же проявляется в полной мере патриотизм? Как?
Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях. Вспомните: богатыри земли русской, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Что помогло выстоять и победить? (Любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность и долг гражданина своей страны). Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни. Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, генерал Д.М. Карбышев, Г.К.Жуков
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.
Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…
Чтение учащимися были «От детей сорок четвёртого года», (учебник, стр. 146-148)
Беседа о прочитанном:
Понравилась ли вам эта быль?
Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)
Какие моменты вас взволновали, удивили?
Какие чувства вызвала у вас военная быль?
Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?
С какой целью в учебник включили эту быль?
Слово «Творцам»
Выставка книг о войне, о защитниках, о детях-героях, стихи на военную тему.
Просмотр отрывка фильма «Дело было в разведке». Беседа о герое. Какие качества личности помогли мальчику совершить подвиг?
О защитниках нашей Родины мы ещё не раз вспомним на уроках. А задайте сейчас себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и ответить самому себе искренно и честно. Вот в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества.
Проблемный вопрос: А кто знает, какие памятники патриотам есть в Петербурге?
Это памятник Александру Невскому, о котором сегодня рассказывали вам одноклассники из группы «Историки». Патриотом можно быть в любое время, в мирное в том числе. А каких людей вы могли бы назвать патриотами в наше мирное время? (Юрий Гагарин, спортсмены, ученые, врачи, конструкторы, изобретатели).
А разве не патриоты создатели Всероссийской Акции «Бессмертный полк» Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев?
Это будет домашнее задание по выбору: рассказать о патриотах страны в мирное время или о памятнике в Петербурге.
Рефлексия
Попробуйте выразить свое отношение к сегодняшней теме через создание СИНКВЕЙНА. (Работа в парах)
Итог урока. Видеоролик песни «Россия».
Почувствовали вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню? Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.