kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великий казахский поэт,просветитель, переводчик,философ-Абай

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                           План

проведения внеклассного мероприятия на тему « Абай – великий казахский поэт, просветитель, философ, композитор, переводчик».

Цели: 1. Формирование знаний по  творчеству

Абая, навыков выразительного чтения, обогащения словарного запаса, углубление знаний учащихся по истории Казахстана.

2.Развитие у учащихся устной связной речи  и её выразительности.

3.Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Оформление: Портрет Абая, книги, изданные на двух языках, плакаты с высказываниями современников об Абае, слайды.

                                                 Ход  внеклассного мероприятия:

1.Ведущий: Добрый день, уважаемые гости!

Наша встреча сегодня посвящена  казахскому поэту, просветителю, философу, переводчику и композитору Абаю  Кунанбаеву.

Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау,недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят,что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца- Кунанбая.

2.Ведущий: У Кунанбая было четыре жены. Матерью Абая была вторая – Улжан .Своего сына Улжан вместе с бабушкой Зере называли Абаем ( абай бол – будь осторожен). Имя Абай так и осталось за ним на всю жизнь.

1.Ведущий:Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в Семипалатинске одновременно  с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы маленький Абай начинает писать стихи.

С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием. Но только к  40 годам он осознаёт своё призвание как поэта и гражданина.

2.Ведущий: Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым  воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери.

1.Ведущий:Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.

Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на  на нелёгкий путь борца за человеческое счастье

2.Ведущий: Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, и подражая им, стал сочинять свои первые стихи. В  родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей Частым гостем был знаменитый поэт Дулат. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, которые придерживались гуманистических идей ( Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие ),а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще.

1.Ведущий: Философ,  поэт, патриот нещадно раскрывал пороки своего народа. Его больно задевали социальное зло, невежество соотечественников. Твёрдо встать на ноги казах ещё не может. Вопрос «Почему ?» несколько раз звучит в « Словах Назидания Абая»:

      «Без народа нет жизни. Какая польза, что ты разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом с ним, взявши аршин в руки». « Назидания» - Слово 1.

       « Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни.»- Слово 25.

        « Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе

           Высшее блаженство. Стремись к ним  страстно»- Слово 32.

  2.Ведущий:       Если достигнешь истины,  то не отступай от неё даже под угрозой смерти»- Слово 32.

         « Человек- дитя своего времени. Но если ты дурён, не обвиняй в этом своих современников»- Слово37.

         « Кричащий в  гневе смешон, молчащий в гневе страшен»-Слово 37.

1. Ведущий: В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создаёт новую литературу- в  его стихах заговорила  древняя степь, по- новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые  грани и  новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка  насыщены глубокой  лиричностью, мягким юмором, обличением  пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут»,»Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», Густой туман» и др. стали  классикой не  только казахской, но и мировой литературы.

2.Ведущий: Поэзия Абая усилена  цветом, литературными и  философскими ассоциациями.

 Читая его, зачаровываешься изобильной  щедростью художника, ему  доступны всё: песенный напев и заражающая музыкальность. Поэзия Абай певуча и таинственна. Стихи его- мощный поток  душевности и  непоколебимой жажды искупления и внутренней непосредственности.

Послушайте стихотворения:

1.Ведущий: Абай- один из самых великих поэтов казахского народа, переводчик, философ,

Политический деятель, музыкант.

Много лирических песен о неразделённой любви и написал поэт, яркое признание в любви, страсть к родному человеку звучать в его  творениях.

Послушайте песню:

2.Ведущий: Казахские читатели благодаря творчеству Абая, смогли познакомиться с произведениями великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

 Жизнь и человек- это центральная любимая тема как у  Пушкина, так и у Абая. Тот и другой- искренние борцы за светлую жизнь, за свободного, счастливого человека. От этого их творчество овеяно лучшими  надеждами, чаяниями народа. Воля, любовь к труду, знаниями и Родине- вот знамя их жизнеутверждающей поэзии.

1.Ведущий:Отдельные отрывки из» Евгения Онегина» в вольном переводе Абая были поистине потрясающим явлением в среде казахской интеллигенции и вскоре стали самыми популярными и любимыми песнями казахской степи. Народность Пушкина была причиной

 его необычного успеха у казахского народа. Она же была причиной глубокой любви Абая к Пушкину.

2. Ведущий:

 Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам- Александру Сергеевичу

Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Так дерзнем же сейчас представить, что могли бы они ска-

зать друг другу при встрече.

Абай: Аксакал! Рад приветствовать Вас на земле Казахстана! Ведь беседовать с вами всегда

Приятно, лестно и поучительно. Всегда с любовью читал я произведения классиков русской литературы, особенно Ваши. Передо мной раскрылись двери в мир новой культуры, новых

идей:    Не для забавы я слагаю стих

               Не выдумками наполняю стих

               Для чутких ухом, сердцем и душой,

                Для молодых рождаю я свой стих.

Пушкин: Как быстро летит время! Неужели мне уже 214 лет? Я совершенно не чувствую себя столь древним. Я еще способен писать и писать. Уважаемый акын! Как мне понятны и близки Ваши мысли! Каждому поэту необходима высокая цель, высокая идея,  во имя которой он творит:

                Беда стране, где раб и льстец,

                Одни приближены к престолу,

                А небом избранный певец,

                Молчит, потупя очи долу.

Абай: Вы правы, уважаемый аксакал! Я тоже считаю,что жизнь без смысла, добра и покоя- не жизнь, что цель  поэзии-служение народу. Все, что я брал  у Вас питало мое творчество, возьмем, к примеру любовь. В ней неиссякаемый  источник бодрости и веры в жизнь, в человека.Послушайте ваши стихотворения  о любви в исполнении учащихся 10 классов.Стихотворения: «К Керн»-

                           «Я Вас любил»

                                 « К Чаадаеву»

Пушкин: Как вы правы! Когда слышишь эти удивительные стихи. обращенные к любимой женщине, то « сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Абай: Ваши стихи прекрасны! Я взял на себя смелость перевести их на казахский язык, но не просто перевел, а допустил немного вольности. Послушайте перевод  « Письма Татьяны».

                               «Письмо Татьяны» на русском и казахском языках.

                               «Письмо Онегина Татьяне»

Пушкин: Друг мой!Приятно было беседовать с Вами, но время пришло расставаться. Я думаю.что эта встреча не последняя.

Абай: Благодарю Вас за беседу. Давайте встретимся вновь на мое 200-летие.

1.Ведущий:  Абай  серьёзно увлекался философией. Его эрудиция в этой области

Была основательна. На протяжении многих лет поэт вёл полемику, бесед- дискуссию с поэтами запада и востока:

Опускаюсь и с жадностью пью,

Зелье мёртвое прожитых дней.

И за явь сам себе выдаю,

Шум толпы, грёзы праздных людей.

И готов снова верить врагу,

И от вечных плутов бытия.

Сломя голову прочь не бегу

Есть ли что не пробовал я?

2.Ведущий: Философские размышления Абая- образ определённого отношения к миру, образ возможной поэзии человека в мире.

1.Ведущий:Ближе всех из русских писателей для Абая оказался Михаил Юрьевич Лермонтов, его романтические произведения.

Над аулом, в урочище Акшокы, медлительно и плавно, как тихий ветер Сары-Арки, летела

спокойно- степенная песня» Карангы тунде тау калгып». И люди, отдыхая после изнурительно долгого летнего дня в своих юртах, слушали это творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира.

Послушайте песню» Карангы тунде тау калгып»

Стихотворения Лермонтова на русском и казахском языках

2.Ведущий:Не только лирика Пушкина, Лермонтова, Гёте волновало Абая, сатира русского

баснописца Крылова Ивана Андреевича нашла восторженный  отклик в душе поэта.

Басни Крылова в переводе поэта рассказывались и распевались по всей казахской степи.

Абай перевёл такие басни Крылова, как « Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» и другие.

Послушайте эти басни( читаются и инсценируются басни Крылова.)

1.Ведущий: Всем пресытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если ты вдохновенно поёшь-

Грудь ликует, свободно дыша.

Послушайте песню: на стихи поэта « Айтым салем, Каламкас».

2.Ведущий: Произведения Абая, его личность вдохновляли к  творчеству великих людей всех времен.Достаточно вспомнить монументальную-4- томную эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», либретто для оперы, стихи поэтов.В 1995 году о жизни поэта  был снят двухсерийний фильм «Абай», режисёр Ардак Амиркулов. В Семипалатинске открыт республиканский литературно- мемориальный дом- музей Абай. В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

1.Ведущий: Памятники поэту установлены а Алма-Ате, Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве.Жизнь и человек это центральная и любимая тема Абая. Он- искренний борец за светлую жизнь, за свободного, счастливого человека.Воля, любовь, дружба, честь, совесть, любовь к труду, знаниям и Родине- вот знамя его жизне утверждающей поэзии.

Уважаемые гости! Разрешите закончить нашу встречу стихотворением»Памятник», который утверждает историческое бессмертие поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великий казахский поэт,просветитель, переводчик,философ-Абай »

План

проведения внеклассного мероприятия на тему « Абай – великий казахский поэт, просветитель, философ, композитор, переводчик».

Цели: 1. Формирование знаний по творчеству

Абая, навыков выразительного чтения, обогащения словарного запаса , углубление знаний учащихся по истории Казахстана.

2.Развитие у учащихся устной связной речи и её выразительности.

3.Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Оформление: Портрет Абая, книги, изданные на двух языках, плакаты с высказываниями современников об Абае, слайды.

Ход внеклассного мероприятия:

1.Ведущий: Добрый день, уважаемые гости!

Наша встреча сегодня посвящена казахскому поэту, просветителю, философу, переводчику и композитору Абаю Кунанбаеву.

Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау ,недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим . Говорят,что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца- Кунанбая.

2.Ведущий: У Кунанбая было четыре жены. Матерью Абая была вторая – Улжан .Своего сына Улжан вместе с бабушкой Зере называли Абаем ( абай бол – будь осторожен). Имя Абай так и осталось за ним на всю жизнь.

1.Ведущий:Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы маленький Абай начинает писать стихи.

С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознаёт своё призвание как поэта и гражданина.

2.Ведущий: Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери.

1.Ведущий:Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.

Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на на нелёгкий путь борца за человеческое счастье

2.Ведущий: Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, и подражая им, стал сочинять свои первые стихи. В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей Частым гостем был знаменитый поэт Дулат. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, которые придерживались гуманистических идей ( Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие ),а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще.

1.Ведущий: Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки своего народа. Его больно задевали социальное зло, невежество соотечественников. Твёрдо встать на ноги казах ещё не может. Вопрос «Почему ?» несколько раз звучит в « Словах Назидания Абая»:

«Без народа нет жизни. Какая польза, что ты разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом с ним, взявши аршин в руки». « Назидания» - Слово 1.

« Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни.»- Слово 25.

« Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе

Высшее блаженство. Стремись к ним страстно»- Слово 32.

2.Ведущий: Если достигнешь истины, то не отступай от неё даже под угрозой смерти»- Слово 32.

« Человек- дитя своего времени. Но если ты дурён, не обвиняй в этом своих современников»- Слово37.

« Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе страшен»-Слово 37.


1. Ведущий: В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создаёт новую литературу- в его стихах заговорила древняя степь, по- новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка насыщены глубокой лиричностью, мягким юмором, обличением пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут»,»Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», Густой туман» и др. стали классикой не только казахской, но и мировой литературы.

2.Ведущий: Поэзия Абая усилена цветом, литературными и философскими ассоциациями.

Читая его, зачаровываешься изобильной щедростью художника, ему доступны всё: песенный напев и заражающая музыкальность. Поэзия Абай певуча и таинственна. Стихи его- мощный поток душевности и непоколебимой жажды искупления и внутренней непосредственности.


Послушайте стихотворения:



1.Ведущий: Абай- один из самых великих поэтов казахского народа, переводчик, философ,

Политический деятель, музыкант.


Много лирических песен о неразделённой любви и написал поэт, яркое признание в любви, страсть к родному человеку звучать в его творениях.


Послушайте песню:


2.Ведущий: Казахские читатели благодаря творчеству Абая, смогли познакомиться с произведениями великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Жизнь и человек- это центральная любимая тема как у Пушкина, так и у Абая. Тот и другой- искренние борцы за светлую жизнь, за свободного, счастливого человека. От этого их творчество овеяно лучшими надеждами, чаяниями народа. Воля, любовь к труду, знаниями и Родине- вот знамя их жизнеутверждающей поэзии.


1.Ведущий:Отдельные отрывки из» Евгения Онегина» в вольном переводе Абая были поистине потрясающим явлением в среде казахской интеллигенции и вскоре стали самыми популярными и любимыми песнями казахской степи. Народность Пушкина была причиной

его необычного успеха у казахского народа. Она же была причиной глубокой любви Абая к Пушкину.

2. Ведущий:

Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам- Александру Сергеевичу

Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Так дерзнем же сейчас представить , что могли бы они ска-

зать друг другу при встрече.

Абай: Аксакал! Рад приветствовать Вас на земле Казахстана! Ведь беседовать с вами всегда

Приятно, лестно и поучительно. Всегда с любовью читал я произведения классиков русской литературы, особенно Ваши. Передо мной раскрылись двери в мир новой культуры, новых

идей: Не для забавы я слагаю стих

Не выдумками наполняю стих

Для чутких ухом, сердцем и душой,

Для молодых рождаю я свой стих.

Пушкин: Как быстро летит время! Неужели мне уже 214 лет? Я совершенно не чувствую себя столь древним. Я еще способен писать и писать. Уважаемый акын! Как мне понятны и близки Ваши мысли! Каждому поэту необходима высокая цель, высокая идея, во имя которой он творит:

Беда стране, где раб и льстец,

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец,

Молчит , потупя очи долу.

Абай: Вы правы, уважаемый аксакал! Я тоже считаю,что жизнь без смысла, добра и покоя- не жизнь, что цель поэзии-служение народу. Все, что я брал у Вас питало мое творчество, возьмем , к примеру любовь. В ней неиссякаемый источник бодрости и веры в жизнь, в человека.Послушайте ваши стихотворения о любви в исполнении учащихся 10 классов .Стихотворения: «К Керн»-

«Я Вас любил»

« К Чаадаеву»

Пушкин: Как вы правы! Когда слышишь эти удивительные стихи . обращенные к любимой женщине, то « сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Абай: Ваши стихи прекрасны! Я взял на себя смелость перевести их на казахский язык, но не просто перевел, а допустил немного вольности. Послушайте перевод « Письма Татьяны».

«Письмо Татьяны» на русском и казахском языках.

«Письмо Онегина Татьяне»

Пушкин: Друг мой!Приятно было беседовать с Вами, но время пришло расставаться. Я думаю.что эта встреча не последняя.

Абай: Благодарю Вас за беседу. Давайте встретимся вновь на мое 200-летие.

1.Ведущий: Абай серьёзно увлекался философией. Его эрудиция в этой области

Была основательна. На протяжении многих лет поэт вёл полемику, бесед- дискуссию с поэтами запада и востока:

Опускаюсь и с жадностью пью,

Зелье мёртвое прожитых дней.

И за явь сам себе выдаю,

Шум толпы, грёзы праздных людей.

И готов снова верить врагу,

И от вечных плутов бытия.

Сломя голову прочь не бегу

Есть ли что не пробовал я?

2.Ведущий: Философские размышления Абая- образ определённого отношения к миру, образ возможной поэзии человека в мире.

1.Ведущий:Ближе всех из русских писателей для Абая оказался Михаил Юрьевич Лермонтов, его романтические произведения.

Над аулом, в урочище Акшокы, медлительно и плавно, как тихий ветер Сары-Арки, летела

спокойно- степенная песня» Карангы тунде тау калгып». И люди, отдыхая после изнурительно долгого летнего дня в своих юртах, слушали это творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира.

Послушайте песню» Карангы тунде тау калгып»

Стихотворения Лермонтова на русском и казахском языках

2.Ведущий:Не только лирика Пушкина, Лермонтова, Гёте волновало Абая, сатира русского

баснописца Крылова Ивана Андреевича нашла восторженный отклик в душе поэта.

Басни Крылова в переводе поэта рассказывались и распевались по всей казахской степи.

Абай перевёл такие басни Крылова, как « Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» и другие.

Послушайте эти басни( читаются и инсценируются басни Крылова.)

1.Ведущий: Всем пресытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если ты вдохновенно поёшь-

Грудь ликует, свободно дыша.

Послушайте песню: на стихи поэта « Айтым салем, Каламкас».

2.Ведущий: Произведения Абая, его личность вдохновляли к творчеству великих людей всех времен.Достаточно вспомнить монументальную-4- томную эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», либретто для оперы, стихи поэтов.В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийний фильм «Абай», режисёр Ардак Амиркулов. В Семипалатинске открыт республиканский литературно- мемориальный дом- музей Абай. В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

1.Ведущий: Памятники поэту установлены а Алма-Ате, Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве.Жизнь и человек это центральная и любимая тема Абая. Он- искренний борец за светлую жизнь, за свободного, счастливого человека.Воля, любовь, дружба, честь, совесть, любовь к труду, знаниям и Родине- вот знамя его жизне утверждающей поэзии.

Уважаемые гости! Разрешите закончить нашу встречу стихотворением»Памятник», который утверждает историческое бессмертие поэта.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великий казахский поэт,просветитель, переводчик,философ-Абай

Автор: Бакирова Разия Рамазановна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230956


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства