Цель: воспитывать патриотические чувства, гражданские качества.
Задачи: расширять кругозор; развивать речь, внимание, эмпатию, коммуникативность.
Ход занятия:
1.Вступительная часть:
-Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы вспомним героев нашей русской земли.
Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
-А кого можно назвать героем? Кто такой герой? Что мы вкладываем в это понятие?
-Только ли за военные заслуги можно приобрести это звание?
-Кого можем назвать героями? (богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, и автора картины Васнецова В.М.)
2.Основная часть.
1)Угадать по фото кто изображён на портрете.
2)Распределение карточек с изображениями героев и их изречениями.
Пушкин А.С.,Павлов И.П.,Васнецов В.М.,Жуков Г.К.,Гагарин Ю.А.,Суворов А.В., Александр Невский,Пётр Первый,Ломоносов М.В.,Кутузов М.И.
Область деятельности: Медицина Космонавтика Изобразительное искусство Полководец Правитель Физика Стихосложение XIII,XVII,XVIII,XIX,XX.
Известные слова: Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
(Александр Невский)XIII век
Голову надо держать в холоде, ноги – в тепле, а живот - в голоде
(Суворов А.В.) XVIII век
Ура! Мы ломим, Гнутся шведы! (Пушкин А.С.)
Я прорубил Окно в Европу! (Пётр Первый) XVII век
Будем бить французов! (Кутузов М.И.) XIX век
Поехали! (Гагарин Ю.А.)
Командовать парадом буду Я! (Жуков Г.К) XX век
Иван-царевич и Алёнушка – мои творения.(Васнецов В.М.)
Загорелась лампочка – выработался рефлекс. (Павлов И.П.)
И может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать! (Ломоносов М.В.)
(на доске рисунок импровизированной части кареты без колес, поделенный на 6 частей по горизонтали и на 5 частей по вертикали)
Учитель показывает карточки с изображением героев, дети должны узнать героя и поместить его изображение в нужную колонку на доске: там уже отмечены области деятельности героев и века.
3)Интересные факты из жизни известных людей.
Научные труды не уменьшили физической силы Ломоносова и его крутого нрава, чему есть много свидетельств его современников. Однажды его рукоприкладство даже стало причиной суда и непродолжительного заключения. Другой случай стал поводом для исторического анекдота, когда вечером на Васильевском острове на него напали три матроса. В ходе схватки, он обратил двоих из них в бегство, а оставшегося повалил на землю и стал требовать, чтобы тот «открыл ему, как зовут двух других разбойников и что они хотели с ним сделать». Услышав, что матросы хотели просто ограбить его, Ломоносов закричал: «Каналья, так я же тебя и ограблю!» — после чего отобрал одежду грабителя и принёс её в качестве трофея себе домой.
Когда А.В.Суворов командовал австрийской армией, его пригласили в обер-кригсрат и попросили привезти с собой план предстоящей кампании. Суворов прибыл и занял назначенное ему место. После обсуждения некоторых вопросов первый министр граф Тугут обратился к Суворову:
«Вы, господин фельдмаршал, изволили, вероятно, уже сделать и привезти с собой Ваш план кампании?»
Суворов встал со своего места, вынул из-под мундира большой лист бумаги, развернул его и положил на стол. Присутствующие с удивлением увидели лист белой бумаги, а Суворов после краткой паузы сказал:
«Я других планов кампании никогда не делал», — поклонился всем и уехал.
- Инсценирование. «Сказ о том, как Пётр I убрал камень с дороги».
«Во время строительства Санкт-Петербурга попался на ровном месте огромный камень – настоящая глыба.
Пётр первый распорядился тот камень с дороги убрать.
Сначала предложили свои услуги итальянские умельцы.
«Клади – говорят – 100 тысяч, и мы эту неприятность ликвидируем».
Деньги были выданы. Прилетел воздушный корабль сложной конструкции.
Сбросили оттуда канаты, оплели весь камень и – ну тянуть.
Лопнули канаты – корабль как раз в итальянскую сторону отлетел, а камень – ни с места!
Тут ниоткуда – ещё предложение. Китаец один говорит:
«Клади 50 тысяч – и камня на этом месте не будет».
Деньги были выданы. Облепил китаец фейерверками разными, ракетами весь камень.
Шнур поджёг и сам первый в укрытие кинулся.
Все бояре и вельможи вслед за ним на землю полегли. А Петр стоять остался.
Что тут началось: шум, треск, отовсюду искры, дым.
Когда дым рассеялся, видят: камень на месте.
А Царя-то и нет. Его ракетой унесло. Прямёхонько в болото.
Благо, тут как раз солдат мимо проходил, выручил его, но царя в нем не признал.
И вот долго ли, коротко ли, добрались они до Санкт-Петербурга. Камень – всё на месте.
Пётр солдату и задал вопрос: «А не можешь ли ты, служивый, сей камень с места убрать?»
«Отчего же – почесал солдат в затылке – можно найти решение».
«А какую плату запросишь?»
«Да мне – говорит – много не надо: рубль серебром да ещё на царя хоть бы одним глазком взглянуть, а то 25 лет воевал за державу, а самодержца и видом не видывал».
Утро вечера мудренее.
Встал солдат до рассвета и начал работу.
Выкопал большую яму. Тут, конечно, толпа зевак собралась. И Пётр в их числе.
Потом выбрал солдат брёвнышко покрепче, поддел им камень и свалил в яму.
По всей округе страшный гул прошёл. Когда же всё успокоилось, Пётр подошёл к солдату: «Благодарю – говорит.- И эта служба тебе по плечу. Держи свою награду. – И рубль серебром ему протягивает.
«А мне бы другая часть уговора милее была. Где же царь-то? – спрашивает.
На него со всех сторон зашикали. Что ты, мол, перед царём стоишь…
Солдат поначалу не верил. Потом глаза потупил и говорит:
«Ты уж прости, царь Пётр, если что не так у нас за время путешествия нашего вышло: - коли оплеухой тебя наградил, так за дело, по неумению, - коли тащил тебя из болота неосторожно, и ты волос не досчитаешься, так всё ради блага твоего и спасения ради.
Но царь сказал ему:
«Ты – говорит – молодец! И за Отечество умеешь постоять: и в бою, и в мирной жизни посрамил иностранцев». И отпустил солдата с честью домой»
4)Кроссворд
Составить из пройденного материала(в качестве закрепления)
5)Работа со словом «ПАТРИОТ».
-Скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали патриотом?
(разворачиваем раскладушку – ПАТРИОТ - любит родину - честный – воспитанный – служит на благо отечества – гражданин).
К каждому слову соответствующая картинка, по которой дети и назовут слово. Слова могут быть разные, но соответствовать главному слову.
3.Заключительная часть.
- Я считаю, что те люди, о которых мы сегодня говорили, без сомнения, являются героями земли Русской. И мы должны не только гордиться ими, но и стараться быть на них похожими, перенимать все лучшие их качества.Вам желаю чтобы и вы когда-нибудь смогли назвать себя героем земли Русской.