Просмотр содержимого документа
«В. И. Даль Сказка - загадка «Старик – годовик»»
Мархайчук Наталья Юрьевна,
Учитель начальных классов, высшая
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита
Вадима Яковлевича Ткаленко»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Тема урока: В. И. Даль Сказка - загадка «Старик – годовик» (внеклассное чтение)
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: продолжить знакомство с творчеством В. И. Даля, формировать у обучающихся целостное представление о годичном круге, развивать умение анализировать текст, расширять словарный запас, учить сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.
Образовательные результаты:
Предметные: формирование системы знаний о творчестве Владимира Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.
Метапредметные:ставить учебные цели,работать в группе по решению общих учебных задач.
Личностные:готовиться к самообразованию и саморазвитию.
УМК:(учебно-методический комплекс): книга «Сказки Даля».
Средства обучения:ТСО, наглядные средства, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Дыхательная гимнастика (по методике В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)
- Я желаю вам, чтобы урок подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам необходимо настроиться на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос, поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки, мальчики
Эмоциональный настрой (Слайд1)
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
И расколоть его поможет
Любимый наш девиз: «Хотим всё знать!».
Постановка цели и задач урока (Слайд 2)
- Девочки и мальчики, просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
- Что вы увидели? Какой темой можем объединить эти иллюстрации?
- Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?
- Какое время года было первым? Последним?
- Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?
- Актуализация знаний
«Угадай-ка»
- Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.
* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)
- Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой в нашем списке?»
- В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль.
- Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? (220)
- В каком году Даль начал свою литературную деятельность? (1832)
- Сколько лет он потратил для достижения своей великой цели?(53)(Слайд 4)
- Что же за цель была у Владимира Ивановича? (Слайд5)
- Кем служил отец Даля? (Врачом)
- Специалистом, в какой области медицины был Даль? (хирург, мог делать операции как правой, так и левой рукой).
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка – загадка.
- Какие бывают сказки?
- Что такое загадка? Зачем детям необходимо разгадывать загадки?
- А читали ли вы сказки - загадки?
Первичное усвоение новых знаний
1. Чтение учителем. (Слайд6)
- Понравилась ли вам сказка. Что особенно было интересным?
- Можете ли определить главного героя?
- Кто же такой Старик – годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)
Чтение сказки детьми. (Цепочкой)
Работа над содержанием сказки. Анализ произведения.
- Докажите, что это произведение сказка. А почему же загадка?
Работа в группах
1группа – 1 абзац
Задание: 1. Прочитайте первый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
2 группа – 2 абзац
Задание: 1. Прочитайте второй абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
3 группа - 3 абзац
Задание: 1. Прочитайте третий абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
4 группа – 4 абзац
Задание: 1. Прочитайте четвёртый абзац.
2. Кто эти птицы, почему три?
3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?
4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.
Повторите правила работы в группах
Старшие в группе подойдите и выберите конверты с заданиями.
- Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)
Работа над 5 абзацем
1. Чтение абзаца по предложениям и ответы
- Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)
- Что же это за птицы с семью перьями на крыле? (7 дней в одной неделе)
- Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)
- Какое предложение помогло вам ответить?
Игра «Найди пару»
- Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык – английский язык)
(По принципу лото: у каждого ученика карточка с названием месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на английском языке).
Игра «Мы строители» (У каждого на столе лежит кирпичик, который необходимо «заложить» в дом)
1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.
ГОД
ЗИМА
Декабрь
Январь
Февраль
ВЕСНА
Март
Апрель
Май
ЛЕТО
Июнь
Июль
Август
ОСЕНЬ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. ( Зима )
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. ( Весна )
В щедром поле колосится Золотистая пшеница. Ягоды в лесу поспели, Пчелы прячут мед по кельям. Много и тепла, и света, Так бывает только… (Летом)
Пришла без красок И без кисти И перекрасила Все листья. ( Осень )
2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.
* Январь. Рождество.
* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.
* Март. Праздник всех женщин.
* Апрель. На дворе звенит капель.
*Май. День Победы.
*Июнь. День защиты детей.
*Июль. Этот месяц макушка лета.
*Август. Последний месяц лета.
*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.
*Октябрь. День Учителя.
*Ноябрь. День Единства России.
*Декабрь. Новый год.
Составление СИНКВЕЙНА
ГОД
Учебный, школьный
Пришёл, прошёл, умчался
Годы не птица: улетят — не поймаешь.
Годовик
Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.
Рефлексия.
Дерево Успеха.
- Давайте украсим наше дерево. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики упали с дерева и усеяли землю.