1 этап. Работа с текстом до чтения Антиципация | Спасибо ребята, стихи прекрасны. Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А давайте совершим путешествие в зимний лес. У В. Бианки есть произведение об этом. Называется оно «По следам» (слайд 2). - о чем пишет В. Бианки? -какие произведения вы уже читали? Что мы знаем о В. Бианки (слайд 3) Опираясь на название произведения «По следам» предположите, о ком или о чем оно? Посмотрите на иллюстрацию, можно еще что-нибудь сказать о содержании рассказа? (слайд 4) -А вы хотите совершить путешествие по следам? Тогда слушайте мой рассказ, называйте зверей, по чьим следам мы идем. По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки? | В.Бианки пишет о природе, о животных «Неслышимка», «Лесная газета», «Хвосты»… Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Отец, ученый работал в Зоологическом музее. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Бианки закончил факультет естественных наук в университете. Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки. В журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. 35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде. Ответы учащихся Учитель читает рассказ. дети делают свои дополнения (См. приложение №1) По следам разных зверей в поисках какого-то особенного зверя. |
2 этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение 1 части и озаглавливание Чтение 2 части вслух «по цепочке» Чтение 3-6 части хорошо читающими детьми Чтение 7 части учителем Чтение 8 части самостоятельно детьми | - Прочитайте первую часть самостоятельно про себя. -Кто герои рассказа? -Что о них узнали? Словарная работа Объясните слова, которые встретились в тексте: стадо куропачей, сапоги валенные, без дела валандался охота пуще неволи фузея, бердана -Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 1 часть, подчеркните -Как вы представляете «диковинного зверя». Кто это может быть? Читаем рассказ дальше. Словарная работа: -Какое настроение мы видим в этой части? -Как нарастает тревога отца? -Какие действия лесника мы видим? - Как озаглавим 2 часть? Давайте читать дальше. Словарная работа -Давайте рассмотрим следы, которые увидел на снегу отец мальчика. -Как озаглавим эти части? Чтение 7 части учителем. Прослушайте эту часть. Представьте себе состояние отца, напряженность момента. -Как вы озаглавите эту часть? Словарная работа -Озаглавьте последнюю часть, подчеркните в тексте - Давайте прочитаем план рассказа, который у нас получился. | Чтение1 части «про себя». Герои рассказа Егорка – сын лесника и его отец. Егорке 13 лет, он любит охотиться. Сам лесник – опытный охотник. Стая куропаток (слайд 5) Валенки Бездельничал Очень желать чего-то Ружье (объяснение в тексте) 1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!» Ответы учащихся Чинить, ремонтировать Волнение, тревога Прислушивается – ничего не слыхать Заскочил в избу, выбежал, вскинул ружье к плечу, полыхнул, грохнули, сорвался с места 2. «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?» Охотиться на мышей Прокладка из войлока. которая отделяет порох от пули Наделали тропинок из следов (слайд 7) (слайд 8) ( слайд 9) 3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу». 4. «Читает по снегу, как по книге…» 5. «…..подранка разве охотник бросит?» 6. «Волки! Настигли проклятые!» 7. «Сними, тять!» Самостоятельное чтение. Не могу догадаться 8. «Здоровый барсучище…» |