Литературное чтение 2 класс
Тема: В. Бианки « Сова»
Цель : 1.отрабатывать навыки выразительного, беглого и осознанного чтения, через произведения В. Бианки «Сова»
2. способствовать развитию речи, памяти
3. воспитывать бережное отношение к природе и любви к ней.
1 Орг. класса (звучит музыка « Звуки леса»)
-Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
- Вы любите лес?
-Птиц?
- Угадайте, что за птица?
-Солнце яркое боится
Ночью – хмуриться, как птица
Ловко мышь найдёт в траве
Говорим мы о ( сове)
-Почему урок я начала с загадки о сове?
2 Объявление темы и цели урока
-Девиз:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Бианки « Сова»
Цель: будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, учиться анализировать текст, высказывать свои отношения к прочитанному, работать над словарными словами.
3 Слово о писателе.
- Послушайте биографию писателя. Расскажет ( Аксёнова Лиза)
- Что узнали?
( Виталий Валентинович Бианки родился в 1894г в г.Петербурге, в семье учёного. С детских лет отец учил сына наблюдать и понимать природу. Он окончил Петербурский университет. В.Бианки много путешествовал по стране, писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах автор бережно относится к природе. Его произведения: «Синичкин календарь», «Красная горка», «Наши птицы», «Сова» и многие другие.)
- Посмотрите выставку книг. Прочитайте книге в нашей школьной и городской библиотеки.
-Что вы знаете о сове?
-Какая она?
( Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, ночью охотятся. У неё острый слух, густое мягкое оперенье, когти, клюв.)
-А вы знаете?
( С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местах России к сове относились радушно .В сказках её звали «совушка-вдовушка»,белокурой,разумной головушкой.)
-А вот примета о сове.
(Если много сов - урожай будет хороший.)
-Вот и сегодня на уроке мы прочитаем В.Бианки «Сова»
4 Подготовка к восприятию текста.
-Нам в тексте встретятся слова. Как вы их понимаете?
Утекает-------- убегает
Кормовистый-------клевер, предназначенный для корма скота
Цветень-----------пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки
Хорониться---------прятаться, таиться
Раздолье----------много места
Клевер------------кормовая трава
Как бы худо не вышло----------как бы беды не было
Чай белить---------добавить молоко в чай
Пойло-----------питательное питьё для скота
(разбор слов, чтение)
5 Первичное знакомство с текстом.
а) – Послушайте начало текста, все следите, а продолжать будут ребята.(электронный учебник, чтение учителем и сильными учениками.)
б)-Понравилось ли вам это произведение?
-С каким настроением вы слушали?
-Назовите главных героев?
-Почему текст назвали «Сова»?
-Можно ли ему дать другое название? Какое?
в) - Теперь прочитайте самостоятельно и ответите на вопросы.(чтение самостоятельно)
-Скажите, сказку или рассказ мы читали?
_ К какому виду сказок отнесёте эту сказку,(сказка о животных)
-Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (литературная, авторская)
Да, это сказка. А ещё Бианки назвал свои истории «сказки-несказки».
-Как вы думаете, почему? (в ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказка, повторы: звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют не сказки . Ведь читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется - познавательным. Таким образом, В Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку.
6 Закрепление усвоение содержание сказки. (Выборочное чтение)
-Теперь ответим на вопросы, ответы вы находите в тексте и зачитываете.
-Почему сова рассердилась на старика?
-Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
-Что стали делать мыши?
-Что мы узнаем о природе из этого предложения?
-Что познавательного мы узнаем из фразы «Что от них толку ни мёду, ни воску -волдыри только?»
-Какую пользу они приносят?
-Что нужно корове для того, чтобы её молоко было жирным, вкусным?
-Какой приём здесь использует автор?
-Что пришлось сделать старику?
-Простила старика сова?
-Какая фраза повторяется на протяжение всей сказки?
-Как вы думаете, почему сова говорит именно так?
ФИЗМИНУТКА
7Работа над усвоением смысла прочитанного
-Прочитайте предложения
Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Было здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.
-Какое из этих предложений можно назвать пословицей? Объясните её значение?
-Можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
-Кто из героев нравится больше самому автору и почему: Сова или Старик?
8 Построение «цепочки взаимосвязи» и объяснение значение каждого звена в этой цепочке.
-Какая связь между чаем с молоком и совой?
На первый взгляд никакой. Но это только на первый взгляд. Через В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит и всё человечество.
-Попробуем восстановить эту цепочку. Поиграем в игру «Закончи предложение».
1Старик обидел………(Сову)
2Сова перестала ловить……..(мышей)
3Мыши начали разорять гнёзда у……..(шмелей)
4Шмели перестали опылять……….(клевер)
5Без клевера похудела……….(корова)
6Корова стала мало давать………..(молока)
7Нечем стало забелить чай…………(старику)
---Какая получилась цепочка? (сова---мыши—шмели—клевер—молоко—старик)
Всё в природе: растение, животные и люди— взаимосвязаны. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях, любить её, беречь.
9 Подведение итогов.
-Над каким произведением работали?
-Какова главная мысль сказки?
10Выставление оценки. (с комментированием)
11Домашнее задание. ( работа в тетради, чтение по ролям)
12Рефлексия.
Закончите предложения
-Сегодня я узнал……………………….
-Было интересно……………………………
-Чему научился……………………………………