Цели: образовательные: познакомить с рассказом В.Бианки "Ноябрь"; обогащать словарный запас; учить правильному осознанному чтению; учить выражать свое отношение к прочитанному; учить отвечать на вопросы полным ответом. Коррекционные: коррекция слухового восприятия; коррекция устной, монологической, выразительной речи; коррекция артикуляционного аппарата; коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении (работа над текстом по вопросам). Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка. "Лопатка", "Копаем картошку", "Ровная дорожка". Развитие речевого дыхания и голоса. Речевая зарядка. -Да - да - да - Мы спросили у дрозда. - До - до - до - Где, скажи, твое гнездо? - Ды - ды - ды - Оно, наверно, у воды? - Ду - ду - ду - Свое гнездо я сам найду.
3. Проверка домашнего задания. - Что было задано на подготовку? - Кто автор этого стихотворения? - Какие чувства вызывает стихотворение "Москва"? Чтение стихотворения детьми (спрсить 3 человека)
4. Актуализация опорных знаний. - Ребята, какое сейчас у нас время года? - Какой месяц? - Назовите все осенние месяцы.
5. Работа с иллюстрациями "Осень" - Определите, какая иллюстрация подходит к началу осени - сентябрю, к октябрю, к ноябрю. Объясните свой выбор. - Опишите природу за окном.
6. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем читать рассказ В.Бианки "Ноябрь". Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы слушайте внимательно, следите, а потом скажите мне, как называет ноябрь Бианки. Но для начала словарная работа.
7. Словарная работа. Зябь- здесь: растения, посеянные под зиму. Полузимник - половина. Неуютно - неудобно, неприятно. Исхлёстанный - избитый.
8. Чтение учителем рассказа В.Бианки "Ноябрь" (стр.55)
9.Анализ текста. - Почему ноябрь называют полузимником? Подтвердите свой ответ словами и выражениями из текста. (выборочное чтение). - Объясните, почему - внук сентябрь, сын - октябрь и родной брат декабря. - Вспомните, какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре. - Какое третье дело осени завершится в ноябре? - Какие образные выражения использует автор для описания поздней осени?
10. Физминутка.
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружили, полетели и на землю снова сели. (Садятся на свои места.)
11. Самостоятельное чтения рассказа обучающимися. - Сейчас вы ещё раз прочитаете рассказ. Перед чтением посмотрите памятки, вспомните, как правильно нужно читать. Читать нужно правильно, выразительно. (Чтение вслух учащимися, оценивание.) Памятка: "Читай правильно".1. Следи за словами на строчке, не переставляя их. 2. Старайся понять, что написано. 3. При чтении будь внимателен к каждому слову. 4. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- Какую бы иллюстрацию вы бы нарисовали к этому рассказу?
12. Работа с тестом. Тест к произведению "Ноябрь" В.Бианки.
1. Чем является ноябрь в рассказе? а) полузимник б) полулетник
2. Какое третье дело завершает осень? а) одела лес, текут ручьи б) раздела лес, сковав воду
3. Ноябрь это? а) предзимье б) предосенье
4. Что стало с деревьями? а) распустили почки б) замерли до весны
13. Разминка для глаз.
14. Народные приметы ноября.
- Объясните, как вы понимаете эти народные приметы.
- В ноябре зима с осенью борется.
- В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается. 15. Домашнее задание: чтение рассказа "Ноябрь" В.Бианки стр.55. Подготовить загадки о осени.
16. Оценивание работы учащихся на уроке.
17. Итог урока: - С каким произведением познакомились сегодня на уроке? - Кто автор этого рассказа? - О каком времени года этот рассказ?