Урок чтения в 3 классе
Тема: В.В.Бианки « Мышонок Пик».
Цель: Познакомить с произведением В.Бианки « Мышонок Пик», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность; интерес к литературному чтению; прививать любовь к животным, природе, родному краю.
Оборудование: Портрет В.Бианки, книга « Мышонок Пик»; выставка книг В. Бианки, картинки изображений различных видов грызунов из детской энциклопедии «Кирилла и Мефодия»; толковый словарь В.И.Даля.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей урока.
-
-С творчеством, какого автора мы сегодня познакомимся?
- Вы можете узнать, ответив на вопрос.
- Кто из писателей написал « Лесную газету»? ( В.Бианки)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Бианки.
- Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик».
- Но прежде давайте сделаем речевую разминку.
- Речевая разминка.
-
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
- Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.
-Прочитайте скороговорку медленно.
-Прочитайте, разделяя слова на слоги.
-Прочитайте грустно.
-Прочитайте весело.
-Прочитайте с удивлением.
-Прочитайте с восхищением.
IV. Введение в тему.
-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта К. Обойщикова.
Богат животный мир Кубани-
Медведь и зубр, олень и лось.
Когда б ходить в лесу пришлось,
Увидел бы следы кабаньи.
В полях и степях обитают полевые мыши, степная пеструшка. Все они приносят вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями.
Но, Виталий Валентинович Бианки, проследил в природе за жизнью этих грызунов и написал рассказ: «Готовятся к зиме». Послушайте его.
«В лесу и в поле каждый готовится к зиме по-своему. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мыши-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах или под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай».
- Так почему мыши-полевки заготавливают на зиму много корма?
-Чем вредны они для урожая?
Но встречаются и интересные факты из жизни этих животных. Живут у нас и летучие мыши. У них такой тонкий слух, что они улавливают даже шорох крыльев насекомых. Летучие мыши охотятся по ночам, обнаруживая летающих насекомых путем эхолокации: они испускают высокие звуковые сигналы с определенными интервалами, принимают их отражение от тела насекомого и по нему определяют местоположение жертвы.
V. Введение в тему.
а) Предварительная беседа.
-Ребята, что вы знаете о мышах? ( Рассказы учащихся.)
-Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Произведение называется «Мышонок Пик.»)
-Кто автор этого произведения? ( Виталий Бианки.)
б) Учитель показывает выставку книг писателя и рассказывает о нем.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959 гг.)
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был Бианки.
Родился он в семье ученого-орнитолога (Ученый, который занимается изучением птиц.)
Окончил естественнонаучное отделение Санкт- Петербургского университета. Побывал в экспедициях в разных уголках страны, изучал природу. Герои Бианки живут своей обычной жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше узнать жизнь Природы.
VI. Физкультминутка. ( Дети делают под музыку.)
- Ознакомление с рассказом «Мышонок Пик».
-
а) Вводная беседа.
-Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)
-Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)
- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели? ( Предположения детей.)
б) Словарная работа.
В произведениях нам часто встречаются незнакомые слова и выражения, мы всегда можем посмотреть значения слов в толковом словаре. Я выписала вам незнакомые слова из данного текста, давайте их прочитаем. ( Дети читают на доске, значения слов.)
Силосные ямы - строения, где хранят овощи и другие зеленые корма для скота на зиму.
На слуху – на открытом месте.
Травку зубрить - начинают питаться травой.
Матрос- рядовой служитель на судне.
VIII. Чтение рассказа учителем.
Чтение первой главы.( После чтения учитель выдерживает паузу.)
- Прочитайте название второй главы. ( Глава называется «Кораблекрушение»).
IX. Беседа по прочитанному.
- Не стало ли вам страшно за мышонка?
- Подумайте, что может с ним случиться? ( Предположения детей.)
Чтение второй главы.
- Что вы испытали во время чтения этой главы?
Чтение рассказа до конца.
- Что вы думаете об этих ребятах?
- Как вы поступили на их месте?
- Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как вы считаете?
X. Выборочное чтение.
-Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя. (Дети зачитывают отрывки.)
- Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?
- Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шёрстка– невидимка».
- Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка - невидимка?
XI. Работа с иллюстрациями к сказке.
- Найдите отрывок, соответствующий иллюстрации.
(Дети находят и называют страницу учебника и абзац.)
XII. Итог урока.
- Прочитайте пословицу. Можно ли ее соотнести с нашей сказкой?
«Невелика мышка, да зубок остер».
- Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?
- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?
- Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?
На последующем уроке мы продолжим знакомство со сказкой.
Д/З: Подготовить чтение 1-2 главы.
( Учитель выставляет оценки за работу на уроке.)