Цель урока: обобщать и закреплять знания учащихся полученные на уроках во втором классе. задачи: прививать любовь к природе, углублять представления об общечеловеческих ценностях, также о лучших качествах человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных на уроках самопознания во втором классе.
Задачи:
- углублять представления об общечеловеческих ценностях и лучших качествах человека;
- развивать умение позитивно мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать стремление больше познавать, проявлять доброту и внимание.
Круг радости
Дети вместе с учителем проговаривают слова стихотворения П. Елфимова:
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Наедине с собой
Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно, если хотите, можете закрыть глаза. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки- Природы. Посмотрите, как красив окружающий нас мир! Он красив во всех своих проявлениях. Каждый из вас может полюбоваться восходами и закатами солнца, голубизной неба, причудливыми облаками, затейливым узором мороза на оконном стекле, тишиной и прохладой леса, ароматом и разнообразием цветов.
Все, что происходит вокруг нас в природе, прекрасно. Надо только уметь видеть, чувствовать и беречь эту красоту! Запомните эти картины родной природы. Запомните в своем сердце ощущение единства с живым миром.
- Что значит «уметь видеть и чувствовать красоту окружающего мира»?
- Расскажите, какие картины и явления природы вас восхищают.
Чтение
Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать рассказ В. Сухомлинского «Он только живой красивый» и ответить на вопрос: «Можно ли поступок мальчика назвать красивым, добрым? Почему?».
Он только живой красивый
В. Сухомлинский
Огромная красивая бабочка Махаон села на красный цветок. Села и шевелит крыльями. К Махаону подкрался мальчик, поймал его. Трепещет Махаон, но вырваться не может. Мальчик пришпилил его большой булавкой к бумажному листу. Крылья бабочки поникли. «Почему ты перестал трепетать крыльями, Махаон?» - спрашивает мальчик. Махаон молчит. Мальчик положил листок с мертвым Махаоном на подоконник. Через несколько дней смотрит - крылышки иссохли и рассыпались. «Нет, он только живой красивый, - сказал удрученный мальчик. - Когда крылья его трепещут на цветке, а не на листке бумаги».
Упражнение. Учитель читает стихотворение В. Суслова «Где красота - там доброта» и просит детей ответить на вопрос: «В чем заключается истинная красота?».
Где красота - там доброта. Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым. И если хочешь быть красивым, То добротою поделись.
Этот прием позволит подвести детей к выводу, что красота есть доброта, а доброта - качество, которое особо ценится в людях. Далее предложить учащимся перечислить качества, которые бы они хотели воспитать в себе и объяснить, почему.
Беседа
При обобщении учителю необходимо обратить внимание детей на то, что если человек проявляет ко всему окружающему миру доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. С этой целью проводится беседа по вопросам:
- Какие качества больше всего ценятся в людях?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
- На какого героя прочитанных произведений вы хотели бы быть похожими, с кем подружиться?
Разминка «Эхо»
Учитель перед проведением разминки знакомит детей с движениями и словами, которые они должны будут выполнять. Например: «Ребята, мы в лесу. Как здесь чудесно! Ау, вы слышите эхо? Давайте вы будете отвечать на мои вопросы как эхо, при этом хлопая в ладоши. Приготовились? Начали!»
Собирайся детвора!
Ра! Ра!
Начинается игра!
Ра! Ра!
Да ладошек не жалей!
Лей! Лей!
Бей в ладоши, не жалей!
Лей! Лей!
Сколько времени сейчас?
Час! Час!
И не правда, будет два!
Два! Два!
Дремлет ваша голова!
Ва! Ва!
Сколько будет дважды два?
Два! Два!
Замечательный ответ!
Вет! Вет!
Математикам привет!
Вет! Веет!
Вы хорошие всегда!
Да! Да!
Или только иногда!
Да! Да!
Творческая деятельность. Работа над содержанием пословиц по-
зволит закрепить изученный материал — 5 человек. Какдой группе предлагается выбрать пословицу, вспомнить случай из нсизни, когда можно ее употребить и разыграть сценку, а зрители должны будут догадаться и назвать эту пословицу.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Добра желаешь - добро и делай.
- Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
- Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
- Один за всех и все за одного.
- Друзья познаются в беде.
- За правое дело стой смело.
- Ты пожалей - и тебя пожалеют.
Игра «Конкурс хвастунов»
Учитель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа.
Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте:
- Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается?
Например: «Акмарал - очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.
Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна».
Круг «От сердца к сердцу»
Научиться очень нужно В этом мире жить нам дружно, Быть терпимым к близким людям, Их любить и уважать.
Доброту и пониманье, Ко всем людям проявлять. И тогда мы сможем с вами Мир любить и не скучать