1) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г
• определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какой поступок совершить.
• совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• находить нужную информацию из разных источников: книг, наблюдений, беседы с взрослыми, интернета, интерпретировать полученную информацию.
• сравнивать и группировать изучаемые объекты.
• оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
№ п/п | Тема и содержание занятия | Формы организации | Виды деятельности обучающихся |
I | Школьный этикет 7 ч |
1 | Мы пришли на урок. Приветствие. Правила поведения на уроке. Ситуации с опозданиями на урок. | Беседа | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. Анализ поведения героев сказок.Работа в группе, в паре. | Разыгрывание сценок. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Анализ поведения героев сказок. |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений. | Беседа | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. Разыгрывание сценок.Правила поведения на перемене. Коллективные игрыдля перемены. | Игры | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Помощь по наведению порядка в зале. | Экскурсия в столовую. | Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. Понятия «старательность», «прилежность». | Беседа | Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7. | Школьное имущество надо беречь. Наведение порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. | Практическое занятие | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. |
II | Правила общения 11ч |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. Произведение «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. | Ролевая игра. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Понятия «справедливость», «коллективизм». | Проектная работа | Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». |
10 | Без друга в жизни туго. Правила бесконфликтного общения с товарищами. | Беседа | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
11 | Поговорим о доброте. Оценивание своего поведение на конкретных примерах. | Дидактическая игра | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. |
12 | Время надо беречь. Чтение произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». | Работа в группах. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. Адекватное оценивание ситуации, умение признать свою вину, простить. | Ролевые игры. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. |
14 | Порадовать близких – как это просто! Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. | Творческая работа | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! Сервировка праздничного стола. Коллективные игры. | Практическое занятие. | Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. |
16 | По стране вежливых слов. Общение с продавцами, покупателями. | Экскурсия в магазин. | Общение с продавцами, покупателями.Оценивать адекватно сложившуюся ситуацию. |
17 | Наши имена.Учимся играя. История имён, появлениефамилий. Прозвища. | Беседа | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. |
18 | Большое значение маленьких радостей. Вежливые слова. Кто такой вежливый человек? | Дидактическая игра. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Оценивать адекватно ситуацию. |
III | О трудолюбии 6 ч |
19 | Старательность - помощник в учебе. Обсуждение отрывков детских книг. Что такое старательность? | Разыгрывание ситуаций. | Читать и обсуждать отрывки из книг, формировать любовь к книгам. Правила поведения в библиотеке. |
20 | Труд кормит, а лень портит. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. Что такое труд, что такое лень? | Инсценировкасказки. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. Формирование позитивного отношения к труду. |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. Конкурс рассказов, рисунков.Что такое труд? Трудовые навыки ребенка 3 класса. | Конкурс рассказов, рисунков. | Уметь работать в группах. Формирование позитивного отношения к труду. |
22 | Как организовать свой труд. Составление памятки «Как помочь маме». Позитивное отношение к труду. | Практическое занятие | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме».Формирование позитивного отношения к труду. |
23 | Обязанности дежурного по классу. Составление памятки «Обязанности дежурного».Наведение порядка в кабинете. | Практическое занятие | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
24 | Профессии людей. Яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. | Беседа | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.Формирование позитивного отношения к труду. |
IV | Культура внешнего вида 4 ч |
25 | Уход за своими вещами. Правила опрятности. Позитивное отношение к труду. | Беседа | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности.Формирование позитивного отношения к труду. |
26 | Одежда будничная и праздничная. Варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. | Беседа | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | По одёжке встречают. Национальные особенности одежды в разных странах. | Дидактическая игра | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. Порядок в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды.Формирование позитивного отношения к труду. | Практическое занятие. | Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды.Формирование позитивного отношения к труду. |
V | Внешкольный этикет 6 ч |
29 | Правила поведения на улице. Выход на улицу. Правила поведения в общественных местах. | Практическое занятие. | Формулирование правил поведения на улице. |
30 | Общение по телефону. Правила общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. | Практическое занятие. | Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
31 | Правила поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». Правила поведения дома, в гостях. | Разыгрывание ситуации «В гостях». | Знакомство с правилами поведения в гостях. Знакомство с правилами поведения дома. |
32 | Правила поведения в транспорте. Выход на улицу. Как мы ведем себя в общественном транспорте? Практические ситуации. | Практическое занятие. | Выход на улицу.Формулирование правил поведения в транспорте. |
33 | Поведение на природе. Поездка на природу. Что такое природа? Как себя вести на природе? Что такое экология? Экологические проблемы. | Итоговое мероприятие. | Проведение и организация итогового мероприятия. Поездка на природу. Правила поведения в лесу, на природе. Формировать позитивное отношение к природе. |
34 |
№ п/п | Тема | Примечание |
I. Школьный этикет 7 ч. |
1 | Мы пришли на урок. | |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | |
5 | Мы – в школьной столовой. | |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | |
7. | Школьное имущество надо беречь. | |
II. Правила общения 11 ч. |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
10 | Без друга в жизни туго. | |
11 | Поговорим о доброте. | |
12 | Время надо беречь. | |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | |
14 | Порадовать близких – как это просто! | |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | |
16 | По стране вежливых слов. | |
17 | Наши имена. Учимся играя. | |
18 | Большое значение маленьких радостей. | |
III. О трудолюбии 6 ч. |
19 | Старательность - помощник в учебе. | |
20 | Труд кормит, а лень портит. | |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | |
22 | Как организовать свой труд. | |
23 | Обязанности дежурного по классу. | |
24 | Профессии людей | |
IV. Культура внешнего вида 4 ч. |
25 | Уход за своими вещами. | |
26 | Одежда будничная и праздничная. | |
27 | По одёжке встречают. | |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | |
V. Внешкольный этикет 6 ч. |
29 | Правила поведения на улице. | |
30 | Общение по телефону. | |
31 | Правила поведения в гостях. | |
32 | Правила поведения в транспорте. | |
33 | Поведение на природе. | |
34 | |