Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 4 класс В мире красоты
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 4 класс В мире красоты
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «В мире красоты». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет.
Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю – 34 часа в год.
Образовательный процесс включает в себя различные
методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 4 класс В мире красоты»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Васильевки
Программа
внеурочной деятельности
4 класс
«В мире красоты»
2015-2016 учебный год
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Направление: художественно-эстетическое
Срок реализации:1 год
Возраст участников: 9-10 лет
Учитель: Китова Наталья Григорьевна
2015
Составитель:
Кривичанина А.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «В мире красоты». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет.
Цель данной программы: раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю – 34 часа в год. Образовательный процесс включает в себя различные
методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); - эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения ). В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы. Отчёт о работе проходит в форме выставок. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководитель старается раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Основы изобразительной грамоты
Теоретическая часть - Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими. - Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. - Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. - Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. - Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. - Композиция. Основные правила композиции: а) объединение по однородным признакам; б) соблюдение закона ограничения; в) основа живой и статичной композиции; г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь. ( Линией, пластикой) - Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.
Практическая часть -Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. - Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства - Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. - Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу
Принципы программы:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
По окончании курса обучающиеся
должны знать:
· значении изобразительного искусства в жизни человека;
· основные виды изобразительного искусства (графика, живопись, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
· несколько народных художественных промыслов России;
· разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета);
· основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.
· понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем);
· понимать, что такое линия горизонта, главное, второстепенное, композиционный центр;
· передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
· правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
· правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность ( в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
· передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.
Должны уметь:
· правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
· выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
· соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
· уметь смешивать краски для получения новых оттенков;
· пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
· владеть навыком работы в конкретном материале.
Методы обучения
Беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Учебно-тематический план
Название раздела Кол- во часов
1
Вводная часть
1
2
« В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка
4
3
«В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
3
4
«Изображение растительного мира». Изображение животного мира.
7
5
«Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
11
6
«Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация.
3
7
«В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Оформительские, творческие и выставочные работы.
6
Всего часов
35
Учебно-методические средства обучения. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы:
современные инновационные технологии (презентации)
проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, компьютерные технологии
экскурсии, выставки рисунков
викторины
Ожидаемые результаты:
главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;
дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;
у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы
ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Содержание программы
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Тема 1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (1 час)
Проведение первичного инструктажа ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Задание: рисование на свободную тему.
Материалы: альбом, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: компьютерная презентация о значении искусства в жизни человека.
Раздел 2. «В гостях у художника графика».(4 часа)
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Тема 2.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики .
Беседа. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Зрительный ряд: фильм «В мастерской художника-графика».
Знакомство с понятием «архитектура». Изображение архитектурных сооружений в изобразительном искусстве, архитектура Петербурга. Основные конструктивные особенности архитектурных сооружений. Учить читать композиционные схемы .зданий
Задание: рисование по представлению «архитектурного памятника» с использованием геометрических фигур (куб, конус, цилиндр, пирамида, шар)
Материалы :карандаши, мелки, черная тушь, фломастеры.
Раздел 3. «В гостях у художника живописца».(3 часа)
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Тема 3.1 «Закат солнца» Знакомство с творчеством художников импрессионистов. К.Моне, О. Ренуар.
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных состояний природы: рассвет, туман, блики солнца, капли на ветках и т.д. Развитие эмоционального чувства ощущения природы. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой импрессионизма, с приемом мелкого мазка.
Умение ценить то, что создано самой природой.
Задание: выполнение пейзажа, по впечатлению от картин известных мастеров
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, листки бумаги.
Раздел 4. Изображение растительного мира.
Изображение животного мира.(7 часов)
Тема 4.1 «Фея осени»
Создание символичного образа осени. Знакомство с композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.
Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.
Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.
Задание: рисование по представлению композиции на тему.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.2 «В гостях у Нептуна».
Изображение богатства и разнообразия подводного мира. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание :выполнение набросков рыб и морских обитателей в цвете.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.3 « Красота птиц» .
Изображение птиц по памяти и представлению. Особенности строения и формы птиц.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Задание: изображение птиц по памяти и представлению.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
Тема 4.4 «Изображение животных в движении, различными материалами».
Основы построения, пропорции и пластики фигуры животных. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков изображения животных в движении. Передача характерных особенностей.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Задание: рисование животных по памяти или по представлению.
Материалы: краски, пастэльные мелки; картинки различных видов животных.
Раздел 5. «Как художник придумывает картину.(11 часов)
Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в произведении
Тема 5.1 Законы композиции. Композиционный центр.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитание любви к изобразительному искусству, знакомство с отдельными произведениями художников. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Задание: упражнение на заполнение свободного пространства на листе.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5.2 Знакомство с творчеством художников портретистов. В. Серов, И. Репин.
Беседа о жанре «портрета», знакомство с произведениями художников.
Задание: изобразить портрет одного из членов семьи в привычной характерной для него обстановке..
Материалы: карандаш, краски, бумага.
Тема 5.3 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта с натуры.
Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.
Учить выражать свое отношение к миру предметов. Учить грамотному расположению предметов на плоскости. Развитие навыков пропорционального построения предметов разных форм. Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных цветах, понятие «цветовой контраст». Развитие навыков грамотного отображения освещённости, цвета предметов.
Учить выражать свое отношение к миру вещей.
Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Тема 5.4«Здравствуй музей».
Знакомство с известными музеями мира .Изображение жанровой композиции по впечатлению об архитектуре ,интерьеров и коллекций музеев. Знакомство с собраниями Эрмитажа и Русского музея.
Развитие способности видеть, понимать ,анализировать произведения искусства, понимания сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.
Задание: изобразить сюжетную многофигурную композицию , приобретение навыков изображения пространства интерьера..
Тема 5.5 «В гостях у сказки». Сказка о снежной королеве
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр. Учить передавать логическую связь между изображаемыми объектами.
Задание :иллюстрирование русской народной сказки. 1 занятие – продумывание композиции, выполнение рисунка. 2 занятие – работа в цвете.
Знакомство с военно-патриотической темой в изобразительном искусстве. Беседа на историческую тему. Построение сюжетной композиции .Передача личного отношения к человеческим переживаниям. Передача настроения и состояния природы в военное время. Создание образов сильных духом героических людей.
Задание: Выполнение рисунка в жанре баталии.
Материалы: краски, пастельные мелки, бумага.
Раздел 6. «Природа – источник творчества человека».Орнамент.
Стилизация (3 часа)
Тема 6.1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание: самостоятельная переработка элемента живой природы в декоративно-обобщенную форму.
Материалы: карандаш, фломастер, бумага.
Тема 6.2 «Орнамент из геометрических фигур и растительных элементов.
Знакомство с орнаментами разных народов мира.
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Задание: изготовление и украшение закладки для книги.
Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства.
Приобщение к истокам.(6 часов)
Тема 7.1»Сказка в декоративном искусстве». Знакомство с творчеством хохломской росписи.
Беседа. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)
Корни и традиции хохломской росписи. Мастера хохломской росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.
Материалы: компьютерная презентация.
Символическое значение цвета в декоративном искусстве. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи. Последовательность выполнения цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.
Задание: повтор учащимися элементов хохломской росписи.
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Тема 7.2 Иллюстрирование сказок А. С. Пушкина.
Создание сказочного сюжета, образов героев. Знакомство с древнерусскими предметами быта, костюмами и их украшениям . Отработка приемов выполнения элементов росписи.
Задание: создание .иллюстрации к сказке.
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Тема 7.3 «Древнерусское зодчество»
Знакомство с традиционной архитектурой на Руси. Основы строенияй основных конструктивных особенносте й теремов и храмов.
Задание: изображение архитектурного памятника по выбору . Применение навыков декоративной росписи.
Материалы :кисти, гуашь, бумага, показ слайдов.
Тема 7.4 «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся.
Стимулировать творческую активность, учить применять полученные знания на практике.
Задание :создать творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.
Материалы: все изученные виды.
Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы
Тема 8.1. Отчетная выставка творческих работ.
Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку.
Календарно-тематическое планирование 4класс
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Дата
Вводная часть.
1.1
Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.
1
2. « В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка
2.1
Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики.
1
2.2
Линия и штрих в графике. Городской пейзаж. Зарисовка угольным карандашом .
2
3. «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
3.1
Знакомство с творчеством художников импрессионистов. К. Моне О.Ренуар
«В гостях у Нептуна» . Изображение богатства подводного мира
2
4.4
«Красота птиц» Изображение пропорций и особенностей окраса птиц.
1
4.5
Изображение животных в движении. В различных материалах.
2
5. «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
5.1
Законы композиции. Композиционный центр, ритм, плановость.
1
5.2
Знакомство с художниками портретистами В.Серов, И. Репин. Изображение портрета человека, пропорции, построение, передача характера.
2
5.3
«Создай историю из предметов». Рисование натюрморта с натуры.
2
5.4
«Здравствуй музей» Знакомство с известными музеями мира. Изображение композиции по впечатлению.
2
5.6
«В гостях у сказки».Сказка о снежной королеве.
2
5.7
Знакомство с жанром баталии. Построение сюжета на военную тему.
2
6. «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация.
6.1
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
1
6.2
Орнамент из геометрических фигур и растительных элементов.
2
7. «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
7.1
Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством хохломской росписи мастеров.
2
7.2
Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина. Создание сказочного сюжета, образов героев. Использование декоративных приемов.
2
7.3
Знакомство с древнерусским зодчеством .Изображение теремов, церквей.
1
7.4
«Искусство своими руками». Творческая работа учащихся.
Оформительские, творческие и выставочные работы.
2
Всего
35
Средства контроля:
подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.
Литература:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848 с.
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.
4. История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.
5 Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
6. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.
7. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.
8. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,1995
9. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995.
Учебно-наглядные пособия
·Репродукции и слайды картин разных художников.
·Набор гипсовых геометрических тел.
·Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы, драпировки и др.).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
·Таблицы последовательного рисования по темам (в папках).
·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
·Презентации учителя и учащихся к занятиям.
·Фильмы об искусстве.
Используемые сайты:
· www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;