Просмотр содержимого документа
«Устойчивые выражения. урок русского языка»
Тема: Устойчивые выражения.
Тип: урок введения нового знания.
Цели:
1) Образовательная: познакомить с новым лингвистическим понятием – фразеологизм;
2) Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки;
3) Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову;
4) Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.
Цели урока, направленные на достижение учащимися
- личностных результатов:
1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;
2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;
3) умение работать с информацией;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;
- метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) способы решения проблем творческого и поискового характера;
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;
- предметных результатов:
1) формирование представлений о языке как основе национального самосознания;
2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Оборудование: учебник русского языка, рабочая тетрадь, словарь устойчивых выражений, карточки с фразеологизмами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.
- Все готовы? Значит, начинаем!
II. Работа над темой урока.
1. Введение в тему.
Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:
На доске:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
- Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)
- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.
Предлагаю вам и сегодня на уроке окунуться в мир слов, повысить уровень своих знаний, обогатить свой словарный запас, проникнуть в тайны родного языка.
3. Словарная работа.
- Какие словарные слова вам встретились в высказывании К.Г.Паустовского? (русский язык)
- Откройте тетради, запишите дату нашего урока.
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните трудные написания в словарных словах.
4. Изучение нового материала.
- Ребята, я хочу обратиться к вам с таким приветствием:
Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ни пуха, ни пера вам! (слайд)
- Моё приветствие вас удивило? (слайд)
- А как называются такие выражения в русском языке вы узнаете, разгадав слово анаграмму: (слайд)
ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)
- О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Сформулируйте тему урока.
-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (дети формулируют)
На слайде слова:
Узнать
Познакомиться
Научиться
(Обобщить ответы учащихся)
узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;
познакомиться с новыми фразеологизмами;
научиться находить их в тексте и объяснять их значение;
- А что же такое фразеологизмы? (ответы детей)
(слайд) – объяснение учителя
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
5. Работа с фразеологическим словарём. (русский язык, ч.2)
- Откройте учебник на стр. 29 (русский язык ч.3) и прочитайте задание Евдокии Васильевны.
- Посмотрите на экран и найдите в моем приветствии фразеологизмы.
- Скажите, а что было бы, если бы этих фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами)
- Замените, пожалуйста, в моем обращении все фразеологизмы. (слайд ) Знайте: сегодня вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Удачи вам!
-Ребята, а какое приветствие нравится вам больше? Почему?
-Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (эмоционально окрасить речь, сделать ее более яркой, образной)
- К какому действию нас побуждают? ( Чтобы знали фразеологизмы)
- А для чего надо знать и употреблять фразеологизмы в речи?
(Обогатить словарный запас. Благодаря свойствам фразеологизмов, наша речь становится ярче, эмоциональней и выразительней).
- Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.
7. Работа по учебнику.
Упр. 26 (устно), Упр. 23(устно)
8.Фразеологические загадки.
- Угадайте, о чём идёт речь в данных фразеологизмах?
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
Не цветы, а вянут;
Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
В нее прячут концы нечестные люди,
Иногда выходят из нее сухими. (вода)
9. Творческий диктант. (ученики записывают начало фразеологизма и самостоятельно продолжают его)
Без задних ...; (ног)
брать себя в ...; (руки)
бросать слова на …; (ветер)
водить за ...; (нос)
делать из мухи ...; (слона)
держать язык за ...; (зубами)
- Проверим, объясняя смысл каждого фразеологизма.
10. Физкультминутка.
– Угадайте и покажите часть тела.
С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги) - ПРИСЕДАНИЕ
Её можно потерять (голову) – НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО И ВПРАВО
Ими машут, как мельница (руки) – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ
Их нельзя класть в рот (пальцы) – ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ
Его нужно держать за зубами (язык) – ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ
Ими щелкают от голода (зубы) – ПОСТУЧАТЬ ЗУБКАМИ
Их нужно держать на макушке (уши) – ПОКАЗАТЬ УШКИ
11. Работа по учебнику. Упр. 24 (письменно с объяснением)
12. Шутка-минутка.
- Исправьте ошибку, объясните значение:
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) нашла коза на камень;
5) крутится как булка в колесе.
13. Самостоятельная работа. (по вариантам)
1 вариант.
Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон. Дома он, как о том были наслышаны все, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не ругали вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились. А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. Все с него как с гуся вода. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число и в конце концов показать, где раки зимуют...
Проверка. - Назовите фразеологизмы.
2 вариант.
Найдите фразеологизмы и подчеркните их.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
- Проверка. Назовите фразеологизмы.
14. Рефлексия Вспомни свои впечатления на уроке и закончи предложения: Я узнал(а) на уроке _______________________ . Я понял(а) _______________________________ . Я удивлён(а) _____________________________ . Я работал(а) с ______________ настроением. Я __________________ своей работой. Я испытывал(а) затруднения, когда ________ - И подводя итог всей нашей работе, я хочу сказать, что вы сегодня работали: засучив рукава, смотрели в оба, мотали на ус и поэтому все задания выполнили хорошо. И помните, в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и тогда у вас всё получится!
-Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний? (слайд )
Признаки свободных словосочетаний
Признаки фразеологизмов
Любое из слов можно заменить другими словами
В их составе нельзя изменять слова по своему желанию
Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
Слова теряют свою смысловую самостоятельность
Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания