kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устойчивые выражения. урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме"Устойчивые выражения". УМК "Перспективная начальная школа".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устойчивые выражения. урок русского языка»

Тема: Устойчивые выражения.

Тип: урок введения нового знания.

Цели:

1) Образовательная: познакомить с новым лингвистическим понятием – фразеологизм;

2) Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки;

3) Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову;

4) Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.


Цели урока, направленные на достижение учащимися

- личностных результатов:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с информацией;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметных результатов:

1) формирование представлений о языке как основе национального самосознания;

2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Оборудование: учебник русского языка, рабочая тетрадь, словарь устойчивых выражений, карточки с фразеологизмами.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.

- Все готовы? Значит, начинаем!


II. Работа над темой урока.

1. Введение в тему.


Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

На доске:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)

- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

Предлагаю вам и сегодня на уроке окунуться в мир слов, повысить уровень своих знаний, обогатить свой словарный запас, проникнуть в тайны родного языка.

3. Словарная работа.

- Какие словарные слова вам встретились в высказывании К.Г.Паустовского? (русский язык)


- Откройте тетради, запишите дату нашего урока.

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните трудные написания в словарных словах.

4. Изучение нового материала.

- Ребята, я хочу обратиться к вам с таким приветствием:


Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ни пуха, ни пера вам! (слайд)


- Моё приветствие вас удивило? (слайд)


- А как называются такие выражения в русском языке вы узнаете, разгадав слово анаграмму: (слайд)


ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)


- О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (дети формулируют)

На слайде слова:

Узнать

Познакомиться

Научиться


(Обобщить ответы учащихся)


  • узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;

  • познакомиться с новыми фразеологизмами;

  • научиться находить их в тексте и объяснять их значение;

- А что же такое фразеологизмы? (ответы детей)

(слайд) – объяснение учителя

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.



5. Работа с фразеологическим словарём. (русский язык, ч.2)

- Откройте учебник на стр. 29 (русский язык ч.3) и прочитайте задание Евдокии Васильевны.

- Посмотрите на экран и найдите в моем приветствии фразеологизмы.

- Скажите, а что было бы, если бы этих фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами)


- Замените, пожалуйста, в моем обращении все фразеологизмы. (слайд ) Знайте: сегодня вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Удачи вам!

-Ребята, а какое приветствие нравится вам больше? Почему?


-Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (эмоционально окрасить речь, сделать ее более яркой, образной)


- К какому действию нас побуждают? ( Чтобы знали фразеологизмы)

- А для чего надо знать и употреблять фразеологизмы в речи?

(Обогатить словарный запас. Благодаря свойствам фразеологизмов,  наша речь становится ярче, эмоциональней и выразительней). 

- Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.

7. Работа по учебнику.

Упр. 26 (устно), Упр. 23(устно)


8.Фразеологические загадки.

- Угадайте, о чём идёт речь в данных фразеологизмах?

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)


Не цветы, а вянут;

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)


Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В нее прячут концы нечестные люди,

Иногда выходят из нее сухими. (вода)

9. Творческий диктант. (ученики записывают начало фразеологизма и самостоятельно продолжают его)

Без задних ...; (ног)

брать себя в ...; (руки)

бросать слова на …; (ветер)

водить за ...; (нос)

делать из мухи ...; (слона)

держать язык за ...; (зубами)

- Проверим, объясняя смысл каждого фразеологизма.


10. Физкультминутка.

– Угадайте и покажите часть тела.

  1. С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги) - ПРИСЕДАНИЕ

  2. Её можно потерять (голову) – НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО И ВПРАВО

  3. Ими машут, как мельница (руки) – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ

  4. Их нельзя класть в рот (пальцы) – ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ

  5. Его нужно держать за зубами (язык) – ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ

  6. Ими щелкают от голода (зубы) – ПОСТУЧАТЬ ЗУБКАМИ

  7. Их нужно держать на макушке (уши) – ПОКАЗАТЬ УШКИ

11. Работа по учебнику. Упр. 24 (письменно с объяснением)


12. Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) нашла коза на камень;

5) крутится как булка в колесе.

13. Самостоятельная работа. (по вариантам)

1 вариант.

Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.


Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон. Дома он, как о том были наслышаны все, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не ругали вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились. А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. Все с него как с гуся вода.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число и в конце концов показать, где раки зимуют...


Проверка. - Назовите фразеологизмы.

2 вариант.


Найдите фразеологизмы и подчеркните их.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.


- Проверка. Назовите фразеологизмы.

14. Рефлексия Вспомни свои впечатления на уроке и закончи предложения: Я узнал(а) на уроке _______________________ . Я понял(а) _______________________________ . Я удивлён(а) _____________________________ . Я работал(а) с ______________ настроением. Я __________________ своей работой. Я испытывал(а) затруднения, когда ________ - И подводя итог всей нашей работе, я хочу сказать, что вы сегодня работали: засучив рукава, смотрели в оба, мотали на ус и поэтому все задания выполнили хорошо. И помните, в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и тогда у вас всё получится!


-Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний? (слайд )


Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Устойчивые выражения. урок русского языка

Автор: Киселева Галина Михайловна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства