kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устойчивые выражения. урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме"Устойчивые выражения". УМК "Перспективная начальная школа".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устойчивые выражения. урок русского языка»

Тема: Устойчивые выражения.

Тип: урок введения нового знания.

Цели:

1) Образовательная: познакомить с новым лингвистическим понятием – фразеологизм;

2) Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки;

3) Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову;

4) Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.


Цели урока, направленные на достижение учащимися

- личностных результатов:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с информацией;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметных результатов:

1) формирование представлений о языке как основе национального самосознания;

2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Оборудование: учебник русского языка, рабочая тетрадь, словарь устойчивых выражений, карточки с фразеологизмами.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и друг другу. Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.

- Все готовы? Значит, начинаем!


II. Работа над темой урока.

1. Введение в тему.


Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

На доске:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)

- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

Предлагаю вам и сегодня на уроке окунуться в мир слов, повысить уровень своих знаний, обогатить свой словарный запас, проникнуть в тайны родного языка.

3. Словарная работа.

- Какие словарные слова вам встретились в высказывании К.Г.Паустовского? (русский язык)


- Откройте тетради, запишите дату нашего урока.

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните трудные написания в словарных словах.

4. Изучение нового материала.

- Ребята, я хочу обратиться к вам с таким приветствием:


Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Ни пуха, ни пера вам! (слайд)


- Моё приветствие вас удивило? (слайд)


- А как называются такие выражения в русском языке вы узнаете, разгадав слово анаграмму: (слайд)


ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)


- О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (дети формулируют)

На слайде слова:

Узнать

Познакомиться

Научиться


(Обобщить ответы учащихся)


  • узнать, как фразеологизмы пришли в нашу речь;

  • познакомиться с новыми фразеологизмами;

  • научиться находить их в тексте и объяснять их значение;

- А что же такое фразеологизмы? (ответы детей)

(слайд) – объяснение учителя

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.



5. Работа с фразеологическим словарём. (русский язык, ч.2)

- Откройте учебник на стр. 29 (русский язык ч.3) и прочитайте задание Евдокии Васильевны.

- Посмотрите на экран и найдите в моем приветствии фразеологизмы.

- Скажите, а что было бы, если бы этих фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами)


- Замените, пожалуйста, в моем обращении все фразеологизмы. (слайд ) Знайте: сегодня вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Удачи вам!

-Ребята, а какое приветствие нравится вам больше? Почему?


-Какова роль фразеологизмов в нашей речи? (эмоционально окрасить речь, сделать ее более яркой, образной)


- К какому действию нас побуждают? ( Чтобы знали фразеологизмы)

- А для чего надо знать и употреблять фразеологизмы в речи?

(Обогатить словарный запас. Благодаря свойствам фразеологизмов,  наша речь становится ярче, эмоциональней и выразительней). 

- Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.

7. Работа по учебнику.

Упр. 26 (устно), Упр. 23(устно)


8.Фразеологические загадки.

- Угадайте, о чём идёт речь в данных фразеологизмах?

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)


Не цветы, а вянут;

Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)


Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В нее прячут концы нечестные люди,

Иногда выходят из нее сухими. (вода)

9. Творческий диктант. (ученики записывают начало фразеологизма и самостоятельно продолжают его)

Без задних ...; (ног)

брать себя в ...; (руки)

бросать слова на …; (ветер)

водить за ...; (нос)

делать из мухи ...; (слона)

держать язык за ...; (зубами)

- Проверим, объясняя смысл каждого фразеологизма.


10. Физкультминутка.

– Угадайте и покажите часть тела.

  1. С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги) - ПРИСЕДАНИЕ

  2. Её можно потерять (голову) – НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО И ВПРАВО

  3. Ими машут, как мельница (руки) – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ

  4. Их нельзя класть в рот (пальцы) – ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ

  5. Его нужно держать за зубами (язык) – ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ

  6. Ими щелкают от голода (зубы) – ПОСТУЧАТЬ ЗУБКАМИ

  7. Их нужно держать на макушке (уши) – ПОКАЗАТЬ УШКИ

11. Работа по учебнику. Упр. 24 (письменно с объяснением)


12. Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) нашла коза на камень;

5) крутится как булка в колесе.

13. Самостоятельная работа. (по вариантам)

1 вариант.

Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы и подчеркните их.


Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон. Дома он, как о том были наслышаны все, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не ругали вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились. А этому, что ни говори – в одно ухо влетает, в другое вылетает. Все с него как с гуся вода.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число и в конце концов показать, где раки зимуют...


Проверка. - Назовите фразеологизмы.

2 вариант.


Найдите фразеологизмы и подчеркните их.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.


- Проверка. Назовите фразеологизмы.

14. Рефлексия Вспомни свои впечатления на уроке и закончи предложения: Я узнал(а) на уроке _______________________ . Я понял(а) _______________________________ . Я удивлён(а) _____________________________ . Я работал(а) с ______________ настроением. Я __________________ своей работой. Я испытывал(а) затруднения, когда ________ - И подводя итог всей нашей работе, я хочу сказать, что вы сегодня работали: засучив рукава, смотрели в оба, мотали на ус и поэтому все задания выполнили хорошо. И помните, в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и тогда у вас всё получится!


-Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний? (слайд )


Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Устойчивые выражения. урок русского языка

Автор: Киселева Галина Михайловна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства