Просмотр содержимого документа
«Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000 »
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000
Цели: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе;
закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в трехзначном числе количество сотен, десятков, единиц; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы; работать в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
1. Выполни сложение устно:
15 + 37 =
84 + 66 =
74 + 12 =
59 + 25 =
57 + 14 =
25 + 73 =
2.Вчера туристический автобус проехал 120 км, а сегодня проехал ещё 140. Сколько километров проехал туристический автобус за 2 дня?
3. Коля за весь день собрал 230 кг картофеля. А его брат собрал на 30 кг больше. Сколько кг собрал брат Коли? Сколько они собрали вместе?
III. Самоопределение к деятельности
В древности люди считали на пальцах, и если предметов было много, то к счету привлекали несколько человек. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, т. е. десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго человека оказались загнутыми все пальцы обеих рук. При этом говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Называя только одно число, приходилось говорить очень долго. Постепенно фразы стали короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто».
— Давайте попробуем посчитать так, как считали в древности.
(К доске выходят три ученика. Им нужно пальцами показать числа, которые будут называть учащиеся, сидящие на местах. Первый справа показывает единицы, второй - десятки, третий - сотни.)
- Сколько десятков в 1 сотне? (10 десятков.)
- Сколько единиц в 1 сотне? (100единиц.) (Учитель делает запись на доске.)
1 сот. = 10 дес. = 100 ед.
- А 10 сотен — это сколько десятков? (10.)
- Сколько единиц в 10 сотнях? (1000.) (Учитель делает запись на доске.)
10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Определять количество сотен, десятков и единиц в числах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 51. Назовите число.
- Сколько в нем сотен, десятков, единиц?
№ 1(с. Я).
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.)
- Сколько сантиметров составляет рост мальчика? Запишите. (1м 27 см = 127 см.)
- Измерьте друг друга сантиметровой лентой и запишите свой рост.
(Проверка. Самостоятельное выполнение задания 2. Взаимопроверка.)
V. Физкультминутка
«Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 (с. 51).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделаем краткую запись. Назовите ключевые слова в условии задачи. (Первая сторона, вторая сторона, третья сторона.)
— Что обозначает число 18? (Длину первой стороны.)
— Что обозначает число 14? (Длину третьей стороны.)
— Что известно о второй стороне? (Ее длина в 3 раза меньше, чем длина первой стороны.)
— Что нужно найти? (Периметр треугольника.)
— Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Устное выполнение задания 2.)
№3(с.51).(Самостоятельное выполнение. Предварительно необходимо повторить соотношения единиц длины. Если класс слабый, можно закрепить на доске карточку-помощницу. Один ученик работает у доски. Проверка.)